Три первичных цвета

2 Октябрь 2017
от Kira Neyman

В статье “Что видит художник? Цвет” я давала вам задание составить собственный цветовой круг, смешивая три первичных цвета. В этот раз я покажу вам как сама составляю свой круг, пользуясь самыми обычными цветными карандашами.

Я очень люблю цветные карандаши. Кто-то может счесть их детским материалом, но я думаю, что дело не в материалах, а в художнике. Любыми детскими материалами можно рисовать не хуже, чем специализированными художественными.

Конечно, вы не будете всегда рисовать только 3-мя цветами. В моем самом большом наборе карандашей 74 цвета и это не предел, но даже среди них я часто не нахожу нужного мне оттенка и приходится прибегать к смешиванию. Поэтому важно понимать, чего можно добиться смешивая цвета и учиться грамотно это делать. Кроме того, небольшой набор карандашей или красок гораздо удобнее брать с собой на пленер для этюдов с натуры. При работе в студии можно использовать большое количество уже готовых оттенков красок, тогда как при работе на выезде удобнее и проще носить с собой ограниченный набор самого необходимого.

Умение смешивать краски и пользоваться ограниченной палитрой – признак профессионализма. Большой мастер сумеет извлечь из немногих цветов большое число разных звучаний. Многие известные мастера использовали в своей работе минимальный набор красок. Например, Франсиско Гойя применял в своей живописи всего 7 цветов, не считая белого и черного; Поль Сезанн на определенном этапе своего творчества ограничивал себя 3-мя цветами: зеленым, голубым и охристым. Конечно, это связано отчасти и с ограниченностью известных в то время цветовых пигментов.

Поль Сезанн, Гора Святой Виктории, 1904

Современные производители красок предлагают нам для работы уже практически сотни готовых цветов и оттенков. Но любой даже самый большой набор красок, которым мы располагаем, не способен передать в полной мере всё богатство красок природы. Чтобы приблизиться к бесконечному многообразию цветов в природе, научиться воссоздавать впечатление от природной красоты на своем холсте, художнику необходимо составлять свою собственную цветовую палитру, изучать краски, находить наиболее удачные цветовые смеси, наблюдать за тем как ведут себя цвета, находясь рядом друг с другом, усиливают они звучность друг друга или подавляют, приглушают, находятся в гармонии или в противостоянии. Для понимания этой стороны творческого процесса очень полезным может оказаться составление цветового круга, как некой схемы-основы для образования любых цветов.

Как вы помните из предыдущей статьи, все цвета оптического спектра можно получить смешением трех первичных цветов: желтого, красного и синего. Поэтому, в упражнении я, используя всего 3 цветных карандаша, попробую заполнить весь цветовой круг. А в последствии, воспользовавшись черным и белым карандашом, я еще попробую добиться изменения светлоты и насыщенности полученных цветов. Черный, белый и оттенки серого относятся к ахроматическим цветам, т.е. по сути не несут в себе цвета как такового. Они упрощают нам задачу изменения светлоты и насыщенности, хотя можно было бы в упражнении обойтись и без них. Чуть позже я это покажу.

Перейдем к практике.

Для начала я расчертила себе основу цветового круга, применяя схему Йоханнеса Иттена. Круг очень наглядно демонстрирует весь спектр цветов и их взаимодействие, поэтому такая схема, если научиться ей грамотно пользоваться, может стать прекрасной шпаргалкой и помощником в ваших творческих поисках и попытках постижения колорита.

Три сектора центрального треугольника я просто равномерно закрываю первичными цветами. Это наша основа для получения всех остальных цветов.

Следующим шагом попробуем из этих трех цветов, соединяя их попарно, получить вторичные цвета. Так, смешение желтого и синего даст нам зеленый цвет, красного и желтого – оранжевый, а синего и красного – фиолетовый. Попробуйте проделать этот эксперимент самостоятельно.

Конечно, когда мы смешиваем цвета они не получаются такими же чистыми, как при использовании уже готовых цветовых пигментов. Смесь синего и желтого не то же самое, что готовый зеленый карандаш. Но разве не возможность смешивания цветов дает нам практически неограниченную цветовую палитру?!

Хочу сделать еще одно замечание по поводу цветных карандашей. Пользуясь цветными карандашами мы смешиваем их не на отдельной палитре, как с красками, а непосредственно на бумаге, накладывая друг на друга слои разных цветов. В связи с этим, по моим наблюдениям, в цветных карандашах для получения более звучных цветов лучше накладывать светлые цвета поверх темных, при обратном порядке темные тона могут заглушить светлые. Хотя непременно стоит экспериментировать самостоятельно и находить свои подходы. Вообще цветными карандашами можно рисовать по разному. Например, можно использовать для достижения оптического смешения цветов перекрестную штриховку, как в графике, а можно и попробовать рисовать мягкими растушевками, как в моем случае.

Можно еще накладывать цвета постепенно, начиная с легких тонких слоев и усиливая яркость слой за слоем, регулируя в том числе нажим на карандаш. Помните, добавить обычно легче, чем убавить. Цветные карандаши содержат в своем составе  воск и если первый слой наложить с нажимом на карандаш в полную силу, то следующие он будет отталкивать и смешения не получится. Особенно это касается получения третичных цветов, т.е. тех, которые на цветовом круге являются переходными между первичными и вторичными. Все что нужно, чтобы их получить – изменить пропорциональное соотношение цветов в смеси. Например, для желто-зеленого цвета мы также используем синий и желтый, но синего добавляем меньше, а количество желтого увеличиваем. Для получения сине-зеленого берем больше синего и меньше желтого и т.д.

Попробуйте самостоятельно получить все переходные тона и закончить цветовой круг.

В следующей части упражнения я попробую изменять светлоту спектральных цветов. Здесь мне помогут дополнительно черный и белый карандаши. Можно было бы обойтись и без них, поскольку три первичных цвета, смешанных вместе, дают в идеале черный цвет, но при работе художественными материалами чаще при смешении трех первичных получается грязноватый коричневый оттенок.

Вместо круга я составлю для себя таблицу будущих цветов, разделив ее на 12 колонок, по числу ячеек цветового круга. По горизонтали я разделяю таблицу на 9 строк. Центральную строку я заполняю теми цветами, что были получены при составлении цветового круга.

Все ячейки, находящиеся выше центральной строки, я буду заполнять, изменяя цвет с торону увеличения его светлоты. Для этого достаточно с каждой ступенью уменьшать нажим на карандаш и/или добавлять белый. В кроющих красках цвет высветляется добавлением белил, в акварели – воды, в карандашах уменьшением нажима или более редкой штриховкой. Если вы рисуете мягкими тушевками, то для того чтобы выровнять цвет можно пройтись поверх белым карандашом. Сам по себе белый карандаш не способен высветлять другие цвета также как это происходит в красках, поэтому в любом случае надо менять нажим, когда вы работаете цветом.

Попробуйте самостоятельно изменить светлоту всех остальных цветов. Это не такая простая задача, особенно там где приходится для получения цвета прибегать к смешиванию других цветов. Такая тренировка даст вам на будущее хороший контроль над материалом, вы без труда будете подбирать нужные пропорции красок в цветовой смеси, или нужный нажим на цветные карандаши.

В нижней части таблицы я буду постепенно затемнять цвет, используя дополнительно черный карандаш. Как я писала выше, на мой взгляд в цветных карандашах начинать лучше с более темного, поэтому сначала я накладываю черный, поверх которого уже буду работать цветными карандашами. Если в верхней части таблицы мы изменяли нажим на карандаши и таким образом делали цвет светлее, то в нижней части цветной слой делаем в полную силу карандашей и одинаковым во всех ячейках, такой же как в центральной строке и на цветовом круге. Изменяется только степень добавления черного. Чтобы изменить количество черного мы также можем прибегнуть к изменению нажима на черный карандаш, усиливая его ближе к нижним ячейкам или же добавлять его наслоением. В моем случае все 4 ячейки я сначала закрываю черным бледно, потом оставив одну ячейку бледной в нижние добавляю еще слой черного и т.д. К такому же приему можно было прибегнуть и вверху таблицы, постепенно усиливая тон к низу.

А затем поверх затонированных ячеек уже накладываю в полную силу нужный цвет.

Попробуйте аналогичным образом самостоятельно получить изменения тонов для всех остальных цветов. Обратите внимание, что добавление черного к оранжевым оттенкам дает нам коричневые цвета.

Таким образом, используя всего 3 цветных карандаша (+черный и белый) мне удалось получить более 100 новых оттенков. Если таких результатов можно добиться с использованием столь ограниченного числа карандашей, то что же можно сотворить, используя весь набор? Будьте пытливыми исследователями, изучайте свои материалы, пытайтесь постичь все тайны мира цвета и не только! Желаю вам творческих успехов на вашем пути!

А вот такие цветовые круги выполнили участники онлайн курса рисования “Летний дневник художника“:

Ирина Рачковская:

Наталия Тихонова:

Юлия Жукова:

Метки: , , , , , , ,

Смотрите также:

Написать ответ