Что видит художник? Цвет

26 Август 2015
от Kira Neyman

цветовой кругДавайте продолжим разговор о составных частях художественного восприятия. И сегодня я хочу подробнее остановиться на видении художником цвета.

Цвет окружает нас повсюду. Он в розовом закате и голубом небе ясным днем, он в зеленой траве и желтых одуванчиках. Благодаря цвету мы узнаем поспели ли ягоды и плоды. Разные времена года имеют свои оттенки. Цвет может оказывать эмоциональное воздействие. Одни цвета радуют, вызывают чувство подъема, действуют возбуждающе, другие успокаивают, третьи могут вызывать раздражение, апатию, грусть. Даже для описания наших чувств мы используем метафоры цвета: краснеть от стыда, зеленеть от злости, видеть жизнь в розовом цвете, серые будни и т.п.

Мы настолько привыкли к повсеместности цвета, что он для нас также естественен, как дыхание. Часто отношение человека к цвету ограничивается констатацией локального окраса предметов: красное яблоко, зеленая дверь, синяя чашка и т.п.  Хотя, неожиданно красивый с яркими цветами закат может пробудить в любом чувство трепетного восторга.

Если же вы художник, то цвет перестает быть чем-то статичным и постоянным, вы смотрите на цвет как на живую и изменчивую сущность, в которую вам постоянно неистово хочется проникнуть, изучить малейшие оттенки и переливы, понять как цвета существуют рядом друг с другом, как дополняют, усиливают или спорят, соперничают, находясь в непосредственной близости, как они проистекают друг из друга и живут один в другом. Будучи художником, вы постоянно глубоко погружаетесь в мир цвета и небо для вас уже не просто голубое, оно может быть лазурным или циановым, оттенка ультрамарина или изумруда, оно меняется от одного участка неба к другому и изменяет свой цвет в течение дня.

Живописец постоянно изучает природу цвета, исследует его свойства, пытаться раскрыть бесконечные тайны и секреты цветов. Работа с красками похожа на настоящую алхимию, вы создаете собственные смеси, выводите формулы цветов, чтобы вдохнуть в свои картины жизнь. Вам нужно уметь управлять своими красками, понимать их, знать, уметь смешивать так, чтобы передать все малейшие оттенки окружающего мира, чтобы ваша живопись была убедительной.

Одни художники предпочитают яркие краски, другие пишут более приглушенными и спокойными цветами, но в том и в другом случае, для того чтобы грамотно пользоваться красками, художнику необходимо изучать цвет. Первые ключевые свойства цвета, с которыми нужно познакомиться – это цветовой тон, светлота и насыщенность.

Для начала давайте определимся, что же такое цвет и как он возникает. Причиной всему является свет. Ночью все кошки серы.  В темноте мы не различаем никакие цвета. И только когда на предмет падает солнечный (или электрический) свет, мир окрашивается в яркие краски. Отраженные и преломленные лучи света создают красочное многообразие мира. Свет солнца принято считать белым. В действительности он имеет сложный состав цветов. Разложение светового луча на составляющие его волны дает нам спектр, содержащий в себе ряд цветов, постепенно переходящих один в другой.

Цветовой тон


Цветовой тон – это собственно и есть один из цветов спектра. Это цвета радуги: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый.  Мы определяем тон, соотнося любой цвет с одним из спектральных, на которые раскладывается белый свет.  Мы говорим, что какой-то цвет относится к красным тонам, синим тонам и т.д. Так, цвет кирпича мы называем красным, цвет ржи — желтым, цвет неба — голубым, цвет сирени — фиолетовым.

Цветовой круг заключает в себе все тона спектра и показывает непрерывность цветовых переходов. Три цвета, расположенных в треугольнике в центре круга, называются первичными: синий, желтый и красный. С помощью смешивания этих трех цветов мы можем получить все остальные возможные цвета, но сами эти три цвета получить смешиванием нельзя, поэтому они и считаются первичными. Два любых первичных цвета смешанные друг с другом дают вторичные цвета: зеленый, оранжевый и фиолетовый. Также смешиванием мы можем получить и все переходные оттенки.

Светлота

Изменение светлоты цвета при равной насыщенности

Степенью светлоты мы определяем является ли тот или иной цвет светлым или темным. Светлоту цвета можно изменять добавлением в него белого или черного. Розовый будет светлым оттенком красного, а бордовый темным. Также можно сравнивать по светлоте разные цветовые тона, например желтый цвет светлее чем синий. Каждый цвет может быть и светлым и темным в зависимости от того, с каким мы будем его сравнивать. Иногда это свойство также называют яркостью цвета.

Насыщенность

Изменение насыщенности цвета при равной светлоте

Это степень отличия цвета от равного с ним по светлоте серого. Некоторые цвета выглядят яркими, сочными, блестящими, другие смотрятся тусклыми, мрачными, темными.  Именно эту разницу определяет насыщенность цвета. Чистый зеленый цвет, например, можно отнести к насыщенным тонам, оливково-зеленый по сравнению с ним будет менее насыщенным. Одним из способов снизить интенсивность цвета будет добавление в него дополнительного к нему цвета, находящегося на цветовом круге ровно напротив: желтый и фиолетовый, оранжевый и синий, красный и зеленый и т.д.  Смешивая дополнительные цвета вы можете получить нейтральный цвет: серый или коричневый.

Посмотрите, как изменением светлоты основных цветов спектра можно получить новые цвета

Для того чтобы информация статьи оказалась для вас максимально полезной и не прошла даром выполните предложенные ниже упражнения.

Упражнение №1:

Составьте собственный цветовой круг, попробуйте получить его цвета смешиванием трех первичных, добейтесь переходных оттенков. Попробуйте для каждого цвета добиться изменения светлоты, добавляя черную и белую (в акварели – вода) краски. Посмотрите, какие цвета у вас получатся. Найдите и прочитайте больше информации о цветовом круге и сферах его применения. Повесьте круг возле своего рабочего места и используйте его как удобную схему для поиска цветовых сочетаний, колорита картины, для того чтобы помнить как подобрать цвет в тени и на свету и т.д.

В красках не все пигменты дружат друг с другом, поэтому не всегда из трех первичных можно получить чистые и яркие цвета. Например, алый красный (кадмий) с синим дает грязно-фиолетовый цвет, ближе к коричневому, зато использование холодного красного оттенка (фуксин, кармин, краплак) дает более чистый и приятный фиолетовый цвет. Для экспериментов с тремя первичными цветами рекомендую брать цвета близкие к кадмию желтому светлому, прусской голубой и фуксину, они будут смешиваться лучше.

Пример выполнения цветового круга и палитры изменения светлоты цветов, Вячеслав Щукин

Когда вы пишете картину, вы смешиваете краски наугад, как скажет преподаватель или сами четко знаете, что получится, если смешать те или иные цвета? Полезно будет поэкспериментировать не только с первичными, но и с другими вашими красками, чтобы в будущем вы легко в них ориентировались и на собственном опыте знали, что и как смешивается и каких результатов можно ждать от смешения разных цветов. Учитесь управлять своими материалами. Попробуйте смешать разные краски из вашего набора с белилами и с черной краской в разных пропорциях, добиваясь постепенного изменения светлоты цветов, попробуйте смешать разные краски друг с другом, добиваясь новых цветов и оттенков, тех которых нет в вашем наборе. Составьте для себя палитры разных цветовых смесей и в дальнейшем они будут помогать вам в написании любых картин.

Цветовая палитра Елены Дегтярёвой. Какое бесконечное разнообразие цветов можно получить из ограниченного набора красок

Упражнение №2:

Попробуйте выполнить любой рисунок, используя только три первичных цвета (синий, желтый, красный)+ можно использовать черный и белый. Воспользуйтесь для этого цветными карандашами или же акварелью, гуашью, маслом, чем вы больше всего любите работать. А можете попробовать разные материалы, чтобы посмотреть, что выйдет. Подойдет любой сюжет. Ниже несколько примеров выполнения задания участниками мастер-группы. Работы выполненны с использованием только трех первичных цветов + черный и белый по необходимости.

Александра Редина, цветные карандаши, А4. Использовано три цвета (жёлтый, красный, синий (и чёрный))

Людмила Григорьева, акварель. Использовано 3 первичных цвета

Елена Соловьева, акрил (кадмий желтый, церулеум, маджента + белила титановые и марс черный)

Метки: , , , ,

Смотрите также:

5 Ответов на “ Что видит художник? Цвет ”

  1. Нагима на 11 Октябрь 2015 из 9:56

    Кира добрый день. Большое спасибо за уроки. Хотелось бы узнать, когда выйдет следующий урок по теме Что видит художник?

    • Kira Neyman на 11 Октябрь 2015 из 12:05

      Нагима, большое спасибо за интерес. Точную дату, к сожалению, сказать не могу, но статья уже готовится и обязательно скоро выйдет. Я буду с удовольствием стараться на сколько возможно ускорить эти процессы.

  2. Наталья на 14 Ноябрь 2015 из 12:17

    Кира, добрый день. Вот с этим текстом категорически не согласна.”Степенью светлоты мы определяем является ли тот или иной цвет светлым или темным. Светлоту цвета можно изменять добавлением в него белого или черного. Розовый будет светлым оттенком красного, а бордовый темным. Также можно сравнивать по светлоте разные цветовые тона, например желтый цвет светлее чем синий. Каждый цвет может быть и светлым и темным в зависимости от того, с каким мы будем его сравнивать. Иногда это свойство также называют яркостью цвета.” С добавлением белого или черного меняется интенсивность цвета. Бордовый – это не темный красный, это красный, немного сдвинутый по цветовому кругу в сторону синего.Яркость и светлота – эти понятия не пересекаются, т.к. яркость(интенсивность) наиболее максимальна в спектре, то менять ее мы можем только в сторону уменьшения, и не важно, что мы добавим. В Вашу статью обязательно включите понятия теплого и холодного цветов, а также понятие цветового рефлекса.

    • Kira Neyman на 14 Ноябрь 2015 из 12:44

      Наталья, интенсивность, как я ее понимаю, – это то же что в статье названо насыщенностью цвета, т.е. степень его отличия от серого, а не от черного и белого. С остальным все то же самое. При том что ваше несогласие заключается только в вопросе терминологии, а не сути статьи, не так ли? В разных источниках я встречала разное применение терминологии, в статье использую понятную для меня и используемую теми авторами, на которых я опираюсь. Вы, видимо, берете за основу другие источники. Поэтому никакой проблемы не вижу. Давайте рисовать, вместо того, чтобы спорить о терминах. Какая разница как называется степень отличия цвета от черного или белого, если вы умеете ее применять на практике, смешивая краски?!

  3. Ирина на 6 Апрель 2016 из 17:09

    Из этой же оперы опыт когда человеку некоторое время светят в глаза интенсивным синим цветом, потом включают обычный белый свет, а он видит жёлтый. Хорошо что в солнечном свете спектр непрерывен. Там есть все цвета радуги.

Написать ответ