Что видит художник? Форма

17 Октябрь 2016
от Kira Neyman

Что такое форма? Давайте обратимся к словарю.

Форма предмета – видимое расположение границ (контуров) предмета, объекта, а также взаимное расположение точек и линий.

Форма – одна их основополагающих характеристик объекта, которой оперирует художник. С формой непосредственно связаны и другие зрительно воспринимаемые признаки предмета. Например, распределение света и тени, то, как мы их будем рисовать, напрямую зависит от формы предмета. Можно сказать, что форма первична по отношению к свету и тени. Также от формы будет зависеть силуэт (или очертания) объекта, фактура, которую он имеет, передача в рисунке положения предметов в пространстве и т.д. А еще форма напрямую связана с внутренним содержанием. И это тоже надо учитывать.

Форма трёхмерна и задача художника передать ощущение этой трёхмерности на плоской поверхности листа. Как же это сделать?

Я бы выделила два основных подхода для передачи формы в рисунке, два свойства формы, на которые смотрят художники. Сочетание этих двух подходов дает возможность сделать изображенную форму выразительной и живой.

Конструктивный рисунок

Я уже писала, что во всем, что нас окружает, мы можем увидеть и что-то общее, и что-то индивидуальное. Конструкцию формы можно отнести к общему, которое видит художник во всех окружающих объектах. Исследуя визуальную конструкцию формы, мы разбиваем сложный предмет на составные части, выстраиваем наш рисунок как своеобразный конструктор из геометрических тел.

Основные геометрические тела – это шар, куб, цилиндр, конус, пирамида, призма. Любой объект окружающего мира мы можем упростить до набора этих тел и производных от них.

Конструктивный рисунок выполняется с помощью линий построения, показывающих внешние контуры предмета, как видимые, так и невидимые. При этом выглядит он довольно схематично и упрощенно, в конструктивном рисунке могут опускаться какие-то детали формы, незначительные ее изменения или изгибы.

Довольно много внимания построению и изучению конструкции формы уделяется в академическом рисунке. Поэтому для того, чтобы глубже изучить вопрос, предлагаю вам обратиться к любому пособию по данной дисциплине. Могу, например, посоветовать Н.Ли “Основы учебного академического рисунка”.

Упражнение №1:

Изучите в любой литературе способы построения в рисунке простых форм (шар, куб, цилиндр, пирамида и т.д.). Потренируйтесь строить их на бумаге.

Упражнение №2:

Попробуйте увидеть в предметах окружающего пространства эти простые формы. Выполните составной конструктивный рисунок, упрощая предмет до построений простых геометрических тел. Начать лучше с более простых предметов, для этого идеально подходят всевозможные вазы, бидоны, бутылки  и другие сосуды.

Примеры конструктивных рисунков, выполненных обучающимися у меня творцами:

Тамара Усова

Вячеслав Щукин

Даже человеческое тело можно упростить до элементарных форм и составить его геометрическую конструкцию, о чем красноречиво напоминает художественный манекен. Однако, понятно, что реальное тело человека представляет собой нечто гораздо более сложное. Каждый человек индивидуален и также индивидуально его тело, оно живое и подвижное, довольно сложное по своему строению, оно пластичное.

Пластика формы

Если конструктивный рисунок больше служит целям передачи общего в рисунке, то пластика формы позволяет сосредоточиться на индивидуальных особенностях натуры. Нам не достаточно некой схемы для того, чтобы изобразить на рисунке реального человека из плоти и крови. И даже знаний анатомии будет не достаточно для этого. И именно тут проявляется тесная взаимосвязь внутреннего содержания изображаемого и его внешней формы. То, в какой позе сидит человек, какие мышцы у него напряжены, а какие расслаблены, свидетельствует о том, что происходит у него внутри, что он чувствует, о чем думает, это может быть связано с его характером и индивидуальными особенностями и т.д. Пластика формы присуща и неодушевленным предметам. Обогащая форму сложными криволинейными очертаниями, мы придаем ей живость. Если конструктивный рисунок выглядит как жесткая конструкция, то пластика формы вносит гибкость, подвижность и изящество. Выражение пластичности формы в рисунке похоже на лепку из глины, мы придаем форме гибкости, уделяем внимание ее особенностям и деталям, смягчаем переходы формы, делаем их плавными. Эти два этапа рисунка можно еще сравнить с работой скульптора или резчика по дереву. Сначала скульптор грубо обтесывает кусок камня, поначалу у заготовки будут острые углы, грубые очертания. На этом этапе можно сказать, что скульптор делает конструкцию. Также и мы начиная рисовать с общего, простого, создаем конструкцию рисунка. Ближе к концу работы скульптор начинает полировать и шлифовать свое творение, делая скульптуру все точнее, смягчая и сглаживая неровности, придавая ей пластичности. И мы, уточняя и детализируя рисунок от общей конструкции продвигаемся к индивидуальной пластической форме.

Наилучшим образом почувствовать пластику формы позволяет упражнение «Лепной рисунок», предложенное Кимоном Николаидисом в его книге «Естественный путь к рисованию».

Упражнение №3. Лепной рисунок

Я рекомендую выполнять упражнение мелком масляной пастели. Можно попробовать также рисовать восковым мелком, обычной сухой пастелью, сангиной, сепией, соусом, углем. Можно экспериментировать и с другими материалами. В книге Николаидиса и на курсе Чувственного рисования, например, для данного упражнения используются также перо и тушь, карандаш, гуашь, акварель, масло, более подробно этот вопрос можно изучить в первоисточнике.

Подберите для себя подходящую натуру.  Идеально, конечно, рисовать фигуру человека, причем абсолютно идеально, если это будет обнаженная натура. Но, поскольку, для многих это может представлять серьезное затруднение, можно взять какие-то предметы сложной, интересной, гибкой формы. Например, это могут быть всевозможные статуэтки, скульптуры, сувенирные игрушки и т.п., очень хорошо подойдут любые драпировки, также можно рисовать различные сосуды (кувшины, чайники, вазы и т.п.), можно порисовать собственную ногу, какую-нибудь обувь, светильник, кресло, смятую подушку и т.д. Очень важно рисовать именно с натуры, т.е. чтобы предмет реально находился перед нами. Не используйте для этого фотографии или картинки. Это упражнение позволяет почувствовать и научиться изображать форму объемно, как она есть, тогда как на фотографии есть только проекция формы на плоскость.

Формат рисунка лучше брать побольше, желательно не менее А3.

Глядя на натуру, начинайте работать боковой стороной мелка, создавая как бы предварительную заготовку, как будто вы создаете комок глины, первоначальную болванку, из которой дальше будете лепить более точную форму. Начинайте рисовать от центра к краям предмета, словно заполняя его форму. Это подобно тому, как скульптор лепит заготовку вокруг куска закрепленной проволоки, постепенно наращивая нужный объем. На этом этапе нам нужно как бы застолбить место для рисунка на листе. Не нажимайте сильно на мелок, касайтесь бумаги легко, без нажима.

Затем, продолжая рисовать боковой стороной мелка мы проходимся вдоль всех вертикальных и горизонтальных контуров фигуры, внешних и внутренних, уточняя их. При этом мы не рисуем никаких линий. Если рисунок первоначальной заготовки будет оставаться где-то за пределами более точного контура, ничего страшного.

Мы рисуем поверхность предмета и представляем, что лепим ее пальцами из глины. Давите сильнее мелком там, где форма уходит назад или внутрь, давите легче там, где форма приближается к вам. Когда мы давим на мелок сильнее, он оставляет более темный след на бумаге. На законченном рисунке самыми темными будут места, наиболее удаленные от вас, хотя на реальном объекте они могут вовсе не быть темными, самые светлые будут наиболее близкие к вам места. Помните, что мы рисуем форму, а не свет и тень. Постарайтесь ощутить чувство лепки как можно лучше. Чувствуйте, будто вы действительно трогаете модель, а не лист бумаги. Сначала вы распределили глину в соответствии с основной формой, а потом начинаете придавать более точную форму для каждой части, вы лепите пальцами, нажимая сильнее там, где должна быть впадинка, вы проглаживаете крупные участки всей ладонью и т.д. Воссоздавая небольшие впадинки можно рисовать кончиком мелка, а для больших поверхностей использовать его боковую сторону.

Это упражнение прекрасная практика для передачи пластики формы. Объединенное с конструктивным рисунком, оно научит видеть форму так, как видит ее художник, изображать ее более точно, создавать иллюзию объема на рисунке и при этом передавать индивидуальные особенности изображаемого объекта.

Примеры лепных рисунков, выполненных участниками курса «Чувственное рисование».

Елена Кулимина

Ирина Терещенко

Тамара Усова

Смотрите также другие статьи из этой серии:

Метки: , , , , ,

Смотрите также:

Написать ответ