Что видит художник. Линия

21 Февраль 2014
от Kira Neyman

В одной из прошлых статей я рассказала о семи элементах (визуальных символах), которые видит художник во всем, что его окружает, и из которых создается целостное произведение искусства. Сегодня я хочу немного подробнее остановиться на первом из семи элементов – линии.

Можно сказать что с линий начинается любая картина или рисунок. Не важно будете вы потом работать маслом, акварелью, гуашью или другим материалом, начинается работа с линейного зарисовка контуров предметов, как внешних, так и внутренних. С помощью линий изображаются абрисы, которые отделяют предметы друг от друга и от окружающего пространства. Но кроме этого с помощью различных типов линий можно создать на рисунке определенные чувства и настроение.

Линия – это движение точки в пространстве, движение ваших глаз вдоль очертаний предметов, а также движение кончика вашего карандаша по бумаге, повторяющее то что вы видите. Соответственно каждая линия куда-то идет. Линии могут быть прямыми и изогнутыми, идти вверх или по диагонали. Каждый тип линии несет в себе определенное сообщение тому, кто смотрит на вашу работу. Линии ведут глаза зрителя по рисунку.

Давайте рассмотрим основные типы линий и то, какое впечатление они помогают создавать.

Горизонтальные линии создают ощущение тишины, спокойствия и умиротворения. Представьте, например, спокойную гладь озера и линию горизонта, на уровне которой небо встречается с землей. Правда если переборщить с горизонтальными линиями в рисунке и не разбавить их другими типами линий, можно создать чувство скуки и монотонности.

Вертикальные линии словно стоят по стойке смирно. Художники используют этот тип линий для создания ощущения прочности, стойкости и постоянства. Таковы, например, вертикальные линии небоскребов.

Диагональная линия представляет собой прямую линию, расположенную под наклоном. Такие линии дают ощущение движения и волнения. Они могут быть восходящими или нисходящими, создавать иллюзию подъема или спуска, роста или падения.

Изогнутые линии, спиральные и круговые, постепенно изменяющие направление, также как и диагональные передают чувство движения, но более изящного, спокойного и плавного.

Зигзагообразные линии формируются путем объединения нескольких диагоналей, идущих в разных направлениях и под разными углами. Совмещение таких диагоналей под острыми углами образует линию, резко меняющую направление. Зигзагообразные линии также привносят в картину действие, но могут вызвать у зрителя чувство напряжения, смятения, нервозности.

Для того чтобы научиться видеть и понимать линии попробуйте выполнить пару несложных упражнений.

Упражнение №1. Попробуйте только с помощью различных типов линий выразить такие чувства как гнев, страх, радость, волнение и т.п. Не прибегайте при этом к изображению конкретных предметов или узнаваемых объектов, рисуйте просто абстрактные линии. Поэкспериментируйте с различными материалами: карандаш, маркер, уголь, тушь. Это упражнение поможет вам глубже понять, как художники добиваются передачи тех или иных ощущений в картинах.

Упражнение №2. Выполните линейный рисунок с натуры любого предмета. Это может быть комнатный цветок, ваша собственная рука, хрустальная ваза и т.п. Лучше выбрать предмет с большим количеством внешних и внутренних контуров. Во время рисования старайтесь бОльшую часть времени смотреть на натуру, а не на свой лист бумаги. Вы рисуете практически вслепую. Рука просто должна синхронно повторять движения глаз вдоль контуров натуры. Медленно продвигайте глаза вдоль видимых линий предмета и пусть также медленно движется карандаш по бумаге. Бросайте короткий взгляд на рисунок лишь тогда, когда нужно перейти в другому изображаемому участку натуры и соответственно сориентироваться на листе бумаги. Рисуйте по возможности непрерывные линии, если два предмета лежат рядом, то контур одного может переходить в контур другого.

Такое упражнение позволит прежде всего синхронизировать движение руки и глаз, именно так работают художники. Кроме того вы научитесь видеть и рисовать линии и передавать с их помощью характер предмета, пластику формы и эмоциональную окрашенность. Посмотрите на представленный рисунок Анри Матисса, он умел очень хорошо передавать различные чувства в своих линейных рисунках.

Метки: , , ,

Смотрите также:

3 Ответов на “ Что видит художник. Линия ”

  1. Наталья на 22 Март 2014 из 21:43

    Спасибо, за интересное и доступное изложение информации. Обязательно попробую упражнения. С нетерпением ждем продолжения:-)

  2. Нина на 5 Апрель 2014 из 14:28

    Очень интересно! Около моего дома есть выставочный зал. Я часто туда захожу. Вчера поняла, что совсем по-другому смотрю на картины. Раньше для меня художники были небожителями. А теперь… Спасибо Кира!!!

  3. Ната на 6 Май 2014 из 21:05

    Спасибо за открытие новой возможности смотреть на мир и на картины. Отличная статья.

Написать ответ