Что видит художник? Пространство

7 Декабрь 2017
от Kira Neyman

Давайте продолжим разговор о том, на что художник обращает внимание в своей работе, как видит мир в контексте художественного восприятия и какими средствами пользуется, чтобы передать это на бумаге.

В предыдущей статье я рассказывала о восприятии и передаче объемной формы объектов на плоском листе бумаги. Любая трехмерная форма занимает некоторое место в пространстве. Также пространство – это расстояния между различными объектами, область вокруг, сверху, снизу и внутри них. Умение передать в картине или на рисунке расстояние до различных объектов позволяет создать иллюзию глубины пространства, ощущение третьего измерения. Тогда зритель может смотреть не только на рисунок, но и внутрь него. Есть различные средства, которые помогают художнику достичь этого в рисунке. Рассмотрим основные.

Перекрывающие друг друга формы

Если на рисунке одна форма частично закрывает другую, глаз видит, что одна находится позади другой.  Это хороший способ превратить двухмерное пространство в трехмерное. Если вы рисуете натюрморт, размещайте предметы так, чтобы один частично скрывался за другим. Это, кроме того, поможет создать более интересную композицию. При изображении пейзажа ощущение протяженности пространства можно усилить, если нарисовать что-то на переднем плане, закрывающее часть заднего плана. Например, можно разместить на переднем плане крупное дерево или его часть. Помните еще об одной важной особенности, если предметы расположены на разных расстояниях, то основание ближних предметов будет на рисунке ниже, а основание дальних – выше.

Перекрытие предметов на рисунке участницы онлайн курса Ирины Рачковской:

Уменьшение размеров объектов

При удалении объекты кажутся меньше. Это известно всем еще с детства, однако, именно здесь довольно часто совершают ошибки начинающие художники. Наш логический аппарат подсказывает, что одни объекты больше, а другие меньше, не учитывая влияние пространственно-перспективных сокращений. Мозг настойчиво говорит, например, что человек меньше чем дом. И новичок рисует маленького человека на фоне дома, не смотря на то, что человек находится гораздо ближе и с более близкого расстояния может казаться размером с весь дом, с несколько этажей дома или даже больше, чем дом. Из-за таких ошибок в рисунках часто возникает ощущение вида сверху. Если вы будете достаточно внимательны в определении пропорций предметов, находящихся на разном удалении, и станете изображать то, что реально видите, а не то что знаете о предметах, вы хорошо сможете передавать на рисунке иллюзию глубины пространства.

Упражнение №1:

Проведите простой эксперимент: вытяните перед собой ладонь своей руки и сравните ее размер с размером какого-нибудь объекта на удалении. Убедитесь, что на удалении даже очень крупный объект может казаться меньше более маленького, но находящегося ближе. Например, моя ладонь занимает 5 этажей дома, стоящего напротив. Ощущение глубины пространства в рисунке можно передать, если сравнивать пропорции и отмечать, что предметы, находящиеся дальше, кажутся меньше тех, что находятся ближе. Даже облака по мере удаления к горизонту визуально “становятся” меньше. Проделайте это с другими объектами. Сравните размер предмета, стоящего на подоконнике с визуальным размером какого-нибудь предмета за окном. Гуляя по улице сравнивайте визуальные размеры дальних и ближних объектов: прохожих, машин, домов и т.д. Приучите себя постоянно обращать на это внимание и вскоре вы естественным образом научитесь на глаз оценивать пропорции объектов, находящихся на разном удалении, а значит и передавать это в рисунках.

На этом рисунке я изобразила машины, стоящие во дворе. Вы можете заметить, как изменяются размеры дальних машин, по сравнению с  находящимися на переднем плане:

Линейная перспектива

Линейная перспектива – это система законов изображения трехмерного пространства, которая применяется главным образом для прямых параллельных линий. Основной закон линейной перспективы, который помогает нам рисовать пространство более убедительно звучит так: параллельные линии, уходящие вглубь, по мере удаления сближаются и в итоге сходятся в одной точке на уровне горизонта. Это явление мы можем наблюдать повсеместно: линии кромки дороги, рельсы, заборы, стены домов, крышка стола, доски пола вдали как будто сходятся в одной точке. Применение этого приема в рисунке также позволяет нам создать иллюзию глубины.

Использование сходящихся линий в рисунке участницы онлайн курса Сусанны Мкртчян:

Еще один пример использования линейной перспективы в рисунке Светланы Ивановой:

Воздушная перспектива

Чем дальше от нас находятся объекты, тем большее количество воздуха нас разделяет. Воздух смягчает контуры дальних объектов и уменьшает контрасты. Дальние объекты мы видим как бы в туманной дымке, детали и цвета теряются. Зачастую более удаленные объекты выглядят светлее, чем ближние, мы рисуем их с меньшей степенью детальности, контрасты между светом и тенью в дальних объектах также мало различимы. Это называется воздушной перспективой.

Это хорошо бывает заметно в горных пейзажах, когда дальние горы кажутся более светлыми, с голубоватыми и синеватыми оттенками. Но принцип воздушной перспективы можно применять и для изображения комнаты или даже натюрморта. В таких случаях для того, чтобы создать ощущение глубины, достаточно сделать более светлыми и размытыми расположенные позади формы и контуры, делать их линии более тонкими, а то, что находится ближе подчеркивать и показывать более детализировано. Это можно делать, даже если разница в расстоянии составляет всего несколько сантиметров.

Применение принципа воздушной перспективы в рисунке участницы онлайн курса Алёны Вареник:

Упражнение №2:

Рассмотрите картины и рисунки известных художников, отмечая методы, с помощью которых они передают пространство в своих работах. Можете ли вы найти в работах Мастеров описанные выше приемы?

Упражнение №3:

Разместите в случайном порядке, но так, чтобы композиция уходила в глубину, 6-8 предметов. Хорошо, если это будут примерно идентичные предметы, но можно поэкспериментировать и с разными. Это могут быть ботинки, коробки, детские игрушки, баночки или бутылки и т.д. Можно также найти подобную композицию в окружающем вас пространстве. Например, как мой рисунок с машинами во дворе. Теперь нарисуйте все это, создавая в рисунке ощущение глубины пространства. Используйте для этого четыре принципа создания иллюзии глубины, описанные в статье.

А вот пример из книги Додсона Берта “Искусство рисунка”:

Вашими рисунками вы можете поделиться в альбомах нашей группы В Контакте: https://vk.com/club31314348

Смотрите также другие статьи из этой серии:

Метки: , , , , ,

Смотрите также:

Один ответ на “ Что видит художник? Пространство ”

  1. Сусанна на 9 Декабрь 2017 из 12:01

    Кира,спасибо за очень полезную статью,хотя и проходила это с вами на курсе,но с удовольствием прочитала ещё раз!!

Написать ответ