Хороший учитель – мертвый учитель!

15 Октябрь 2013
от Kira Neyman

Представьте, что вашим учителем рисования мог бы стать сам великий Леонардо да Винчи, Альбрехт Дюрер или Винсент Ван Гог. Любой великий художник может научить рисовать. И даже не понадобится машина времени. Всё что для этого нужно, у нас уже есть – творческое наследие Мастеров, – их картины, рисунки, гравюры и т.п. А чтобы учиться у Великих достаточно всего лишь копировать их работы.

Собственно говоря, всему в жизни мы учимся, собирая знания предшественников, копируя тех, кто уже имеет желаемый для нас навык. Мы учимся ходить и говорить, подражая другим, учимся читать, писать и считать, доверяя опыту старших. Не всегда мы можем взять себе в учителя лучших из лучших, но в рисовании это возможно.

“То, что я делаю, – это результат копирования и изучения техники старых мастеров”, – сказал Дега, хотя и сам ныне перешел в разряд старых мастеров. Картины предшественников копировали почти все художники. Рафаэль учился, копируя работы Леонардо Да Винчи и Микеланджело, Рубенс копировал Караваджо, Дега учился у Веласкеса, Рембрандта, Тициана и многих других.

Винсент Ван Гог. Звездная Ночь

Что же дает такой способ обучения?

  1. Возможность перенять уникальную технику рисунка или живописи. Любой Мастер прошлого – это уже состоявшийся художник, выработавший собственный стиль и уникальную технику работы, благодаря которой и был признан великим и гениальным. У Ван Гога, например, это густое пастозное наложение краски, спиральные линии, динамичный, как бы струящийся, мазок. Для Моранди характерна четкая скрупулезная перекрестная штриховка, точность и выверенность движений, создание тона с помощью плотности штриха и наложения их в несколько слоев под разным углом. Благополучно (или не очень) скончавшийся Мастер – это тот, кто прошел полный путь становления как художник, в отличие от здравствующего учителя, который и сам еще учится.
  2. Влезть ненадолго в шкуру гения! Как мыслил гений, что он чувствовал, почему создавал именно такие работы? Можно читать биографии художников, рассуждения критиков об их творчестве, можно смотреть фильмы о художниках, но вряд ли это позволит вам приблизиться так плотно к мыслям и чувствам гения, как повторение его пути, хотя бы в одной только картине. Каждому хочется быть гением, для этого мы читаем книги по раскрытию своих способностей, участвуем в тренингах и курсах. А на самом деле все просто, можно всего лишь скопировать какую-нибудь картину. Вы очутитесь ненадолго в шкуре другого гения, но зато прочувствуете что это такое, а там уже и до собственной гениальность не далеко.
  3. Копирование картин развивает творческое видение, понимание искусства. Часто, глядя на картину, считающуюся гениальной и стоящую огромных денег мы не можем понять, что же в ней такого?! Нам кажется, что красота искусства заключается в том, чтобы сделать кальку с окружающей нас действительности. При этом мы забываем или вовсе не думаем о том, что главное в искусстве – передать чувства, настроение, вызвать эмоции в зрителе. “Вы так уверены в том, что искусство подражает жизни, а не наоборот?” (Е. Клюев). Многих в школе заставляли писать сочинение по картине Грабаря “Февральская лазурь”. И мы, конечно, послушно писали, вооружившись учебниками, книгами по искусству и мнением других людей. Попробуйте скопировать Февральскую лазурь, повторить густые мазки краски, звонкость и яркость цветов и, возможно, вы ощутите то очарование, которое испытал художник, взглянув на праздник пробуждающейся весны, ритмический рисунок ветвей, перезвоны и перекликания всех цветов радуги. Возможно, вы поймете, какое нестерпимое желание заставило его взять краски и кисти, чтобы передать хоть малую долю того, что он видел. И как чувства его перетекали на холст. И тогда вы поймете, в чем гениальность его картины и уже не нужно будет писать сочинение. Копируя картину, вы просто войдете в созвучие, будете звучать в унисон с ней и с чувствами ее автора.

Конечно, ныне здравствующий учитель может подсказать вам что-то в процессе работы, ответить на волнующие вопросы, внести правки по ходу вашей работы. Однако, у живых учителей часто есть невольное искушение делать из ученика собственную копию, воспринимать свой способ рисования как единственно верный. Учитель должен быть достаточно мудр, чтобы не подавить индивидуальность зарождающегося творца, позволить ему развивать свой собственный стиль и видение мира. В отличие от этого почивший Учитель не станет навязывать вам свой способ, технику, подход как единственно возможный. Вы можете взять все лучшее у Великого Мастера, обучиться через копирование его техникам и приемам, а затем спокойно пойти своим путем. И никто не скажет вам при этом, что ваш путь неправильный.

Ну а если вы хотите копировать картины, перенять техники и опыт художников прошлого, но не знаете с чего начать, может быть, вам поможет наш курс “Учимся у Великих Мастеров”.

Изучать опыт предшественников нужно для того, чтобы не изобретать каждый раз велосипед заново. А обогатив себя их опытом, переняв мастерство, технические приемаы и подходы к живописи можно двинуться гораздо дальше и изобрести нечто много большее чем велосипед.

Метки: , , , , ,

Смотрите также:

9 Ответов на “ Хороший учитель – мертвый учитель! ”

  1. Сусанна на 16 Октябрь 2013 из 0:30

    Да,я согласна с Вами,копировать великих,учиться у них, это очень приятно и полезно,но без живого учителя,трудно,я бы сказала невозможно потому что , если слепо копировать, ничего не получится.Когда мы в мастер групе писал копии,это было чудесно,так,что рекомендую всем ,кто еще не пробовал.А мы ,участники мастер группы,будем ждать новых уроков:)).Кира Вы нам обещали Ван Гога:))

    • Валентина на 16 Октябрь 2013 из 10:37

      Слепо копировать не интересно, я стараюсь вносить что-то своё – ” А как получится,если я сделаю так, а если так….”, в общем экспериментирую.Причем копировать самых разных художников, это очень интересно.

  2. Наталия Ф на 16 Октябрь 2013 из 8:34

    Да, очень интересно было бы покапировать Ван Гога, его картины неподражаемы!

  3. Надежда на 16 Октябрь 2013 из 12:52

    Копирование гениев-очень хорошая школа!Я-ЗА!

  4. елена кулимина на 18 Октябрь 2013 из 22:17

    Добрый вечер!Полезно прочесть все памятки о способах обучения. Я за курс “Учимся у Великих Мастеров”!
    Но где Великие мастера, да и не очень, черпали силы для творчества, чтобы передать чувства,движение,рит. Это природа человека,дар! Как это у себя развивать,прививать,?Понятно,что для того что-бы творить, требуется очень много свободного времени.За себя скажу, у меня так мало времени для творчества(а хочется много),все делаю побыстрее.Даже вдуматься некогда (это плохо). Но стараюсь над собой работать
    (куплю книгу Дж.Кэмерон). Напишу продолжение дальше….

  5. елена кулимина на 18 Октябрь 2013 из 22:31

    ПРОДОЛЖАЮ: Кира, скажите, что значить перенять технику живописи Мастера? Это значит, все работы ВСЕГДА выполнять только в этом СТИЛЕ -да (натюрморты,пейзажи,цветы и т.д.)?
    Или как? Вот мы с Вами много выполнили работ Э.Дега в технике пастели, здорово. (МОЖЕТ РАБОТАТЬ ТОЛЬКО ПАСТЕЛЬЮ)! А мы работаем многогранно, разными материалами, понятно что учимся, а как правильно сделать выбор.Все это я спрашиваю для индивидуальной работы. Не могу определиться и понять этот механизм в плане техники.
    Спасибо, с уважением Елена

    • Kira Neyman на 18 Октябрь 2013 из 23:38

      Елена, Вы выработаете со временем свою собственную технику, а потом будете ее оттачивать, найдете материал, который Вам наиболее близок. Но для того чтобы ее выбрать, определиться к чему у Вас больше лежит душа, стоит опробовать много техник, как раз работать многогранно, разными материалами, в разных стилях. Сделать выбор Вы можете только от своих ощущений. Работать в технике другого Мастера Вы не сможете по определению (это к комментариям выше о слепом копировании), для этого надо быть им, но позаимствовать у него какой-то прием, удачное сочетание цветов и т.п. Вы можете. Вот у меня часто спрашивают: как правильно штриховать, как правильно смешивать краски и т.д. На самом деле в творчестве нету правильного и не правильного, есть индивидуальность человека. Но при этом мы всегда учимся на опыте других (иначе бы мы до сих пор из пещер не вылезли), пользуясь их методами развиваем свою уникальность. Даже не знаю с чем сравнить… ну скажем многие хозяйки готовят одно и то же блюдо, по одному и тому же рецепту, но у каждой получается совершенно уникальный вкус. Какие-то хозяйки нарабатывают свои кулинарные секреты, могут делиться ими с подругами, Вы их можете применять, но все равно по-своему. С рисованием также. Копируя картину Вы вдруг обнаруживаете интересный прием, который применил художник и включаете его потом в свои работы. А еще… у художника в течение творческой жизни тоже могут меняться стиль, техника, приемы. Ведь любой человек развивается, меняются вкусы и пристрастия, открывается что-то новое. Поэтому и бывает, что говорят про разные периоды творчества одного художника.

      А то что надо остановиться строго на чем-то одном – это заблуждение, прививаемое в детстве. О том что надо быть во всем последовательным. Скажем, ребенок в детстве посещает множество кружков, секций, ищет себя, что-то бросает, но часто родители начинают его попрекать за это, за непоследовательность, почему ты не можешь выбрать что-то одно, не умеешь доводить дело до конца, мы тебя водили в кружок и всё зря.

      В итоге у человека вырабатывается чувство вины в том, что он не может выбрать что-то одно, не умеет доводить дело до конца, не может остановить свой выбор на чем-то одном.

      Если ребенку не нравится ходить в музыкальную школу, но его заставляют родители, требуют от него последовательности, доведения дела до конца, у него скорее всего выработается отвращение к музыке и музыкантом он уж точно не станет. Он получит негативный урок, возможно такой ребенок научится быть последовательным, но будет от этого страдать в жизни, будет уныло брести по однажды выбранному пути, заставлять себя, не сметь никуда свернуть и не сможет чувствовать удовольствие от жизни, от дела.

      Я хочу донести до Вас, что творчество, рисование – это легкость и непоследовательность, это удовольствие, а не насилие над собой в следовании строго определенной тематике. Если Вы решите, что Вам более всего нравится работать пастелью, то будете работать ей. А если Вы пока не определились или получаете удовольствие от всего, то наслаждайтесь, играйте, будьте как ребенок :)

      Ребенку, которого в детстве не заставляли и который смог многое перепробовать, гораздо легче определиться с выбором пути, профессии, чем тому, кто следуя наставлениям родителей все-таки закончил ненавистную музыкальную школу.

      А еще я не умею отвечать кратко :)

  6. елена кулимина на 20 Октябрь 2013 из 19:30

    Кирочка! Спасибо за глубокий ответ на мои многочисленные вопросы. Беру на заметку!
    Мне так хочется много и то попробовать, и то. Наверное до моего “внутреннего мера”еще не достучался ни один материал и не одна техника. Знаю почему, я мало творчески работаю (списывать на нехватку времени глупо,но это так). Пока.

  7. VENERA на 4 Ноябрь 2013 из 11:29

    мне так жалко, что меня не учили живописи в детстве (отец нефтяник, колесили по стране, где нефть-там мы. в итоге, в 7-летнем возрасте оказалась на севере. в то время, здесь не было ни музыкальной, школы искусств, да и жили-то в вагончиках. а вот теперь,в школу – поздно, возраст не тот. слава богу есть интернет, есть Кира. и я счастлива брать уроки у вас. меня обвиняют, что я тороплюсь, делаю ошибки. но вы не поверите, получив очередное задание, я испытываю “щенячий” восторг, у меня ручки чешутся и охватывает такая жадность к работе, я ничего не могу с собой поделать. конечно, у меня много ошибок, но это не отравляет мою жизнь.я счастлива!!! спасибо Кира вам за все.

Написать ответ