Рисовать с натуры или по фотографии?

3 Апрель 2016
от Kira Neyman

Много копий сломано на этой теме. Частенько можно встретить жесткую критику и весьма нелестные высказывания от профессионалов в адрес начинающих художников, рисующих по картинкам и фотографиям. Есть и такие художники, которые относятся к использованию фотоматериала в живописи компромиссно, допуская такой подход.

Себя я скорее могу отнести к последним. Например, копирование картин признанных Мастеров рисунка и живописи является одним из важных элементов художественного обучения. Поэтому рисование по картинам вполне допустимо, если вы не просто их срисовываете, а используете в учебных целях, стараясь разгадать секреты Мастера, проанализировать его работу и взять из нее все лучшее из возможного. Также и фотографии в каких-то случаях могут помочь в нашем деле. Например, фотографии могут помочь иллюстраторам, рисующим преимущественно по воображению. В таких рисунках часто приходится компоновать различные элементы, существующие в нашем мире, так, чтобы из них получилось нечто новое. При этом наша память не способна удерживать большое количество деталей и нужно постоянно собирать материал для работы, искать элементы для иллюстраций в жизни, выполняя зарисовки, или брать недостающее на фотографиях.

Для новичка рисовать по картинам и фотографиям намного проще, чем с натуры. Перенести плоское изображение на плоский лист бумаги намного легче, чем изобразить с натуры объемный предмет, находящийся в трехмерном пространстве. И все же, при моем достаточно спокойном отношении к рисункам по фото, я считаю, что гораздо лучше и полезнее рисовать с натуры. Я думаю, что люди, заразившиеся рисованием, рано или поздно приходят к такой потребности, желанию создавать нечто свое, новое и уникальное, то, чего не существовало раньше. И только переосмысление действительности, творческое ее исследование и рисование с натуры способны в этом помочь.

Художник перекладывает свои чувства в визуальный образ, но это не значит, что он воспринимает реальность только глазами. В картине отражается информация, полученная от всех органов чувств, а сверх этого еще и весь опыт, связанный с объектом изображения, все воспоминания, мысли и ощущения, которые с ним связаны.

Картины, выполненные с натуры, оказываются гораздо живее, чем срисованные с фотографии, потому что содержат в себе отражение вашего непосредственного «общения» с предметом.

Когда вы рисуете море по фотографии, вы видите лишь его изображение. Когда вы стоите на берегу моря, вы воспринимаете его всем своим существом. Вы слышите шум волн и крики чаек, чувствуете его неповторимый запах, до вашего лица долетают соленые брызги, вы находитесь в контакте с ним, чувствуете единение с природой. Вы сами становитесь морем.

Впечатление от увиденного, услышанного, прочувствованного, пощупанного, понюханного и вкушенного, концентрируясь внутри вас, посылает импульс к вашей руке, держащей кисть, которая воссоздает всю эту гамму на картине. Если бы вы были музыкантом, то преобразовывали бы впечатления в мелодию, писателем – в слова, поэтом – в рифмы.

Когда вы срисовываете чужую картину или фото, вы всего лишь копируете картинку, внешний образ. В лучшем случае у вас есть впечатление от самой картины, но не впечатление, которое испытал автор, чтобы ее написать. А оно, конечно, было многократно сильнее, чем его изображение на холсте. Пытаясь воссоздать чувства другого человека в своей картине, мы всего лишь создаем их бледную копию, пишем отражение отражения.

Это как если бы я съездила в отпуск в экзотическую страну и рассказала вам о своем путешествии. Мой рассказ, наверняка, будет ярким и эмоциональным, ведь я видела всё своими глазами, пережила всё лично и переполнена чувствами. Но если кто-то другой спросит у вас: «Ну как там Кира съездила в отпуск? Где была? Что видела?» Сможете ли вы пересказать мои впечатления другому человеку также ярко? Сможете ли передать ему чувства о том, чего не пережили сами? Скорее всего, вы лишь упомянете какие-то факты и скажете, что я очень довольна.

А еще, мне кажется, что многие берутся за рисунки по фотографиям потому, что там они находят красоту, которую не видят возле себя. Часто мои ученики говорят, что им нечего рисовать, вокруг них нет ничего, достойного оказаться на рисунке. Кажется, что за красотой надо ехать куда-то в экзотические места, в другие страны, в горы или на море. А что вокруг? Вокруг обыденность, привычный, серый и неинтересный мир. Но на самом деле красота рождается внутри нас. Посмотрите на детей, у них вызывает восторг пожарная машина, они могут завороженно наблюдают за какой-нибудь птичкой или рыбкой, восхищаться красотой бабочки, часами смотреть в окно, находить интересное там, где для нас уже все привычно, понятно, знакомо. И что я там не видела за этим окном?

Взгляд художника во многом похож на взгляд ребенка, он может видеть Прекрасное в самых простых вещах. Художник может бесконечно с упоением рисовать яблоки или старые стоптанные ботинки.

Поль Сезанн, Натюрморт с бутылкой и корзиной с яблоками, 1895

Винсент Ван Гог, Три пары ботинок, 1886

Такому взгляду можно научиться. Начните с малого, регулярно делайте зарисовки с натуры всего, что видите вокруг себя, просто ради практики. Рисуйте домашние цветы, фрукты и овощи, одежду и обувь, домашнюю утварь, чайники, кофейники, сковородки, вазы, приносите домой букеты цветов и не упускайте возможности их порисовать.  Рисуйте мебель, домашних животных, своих близких за обыденными делами, рисуйте вид из окна, бытовые приборы, ваши художественные принадлежности. Да что угодно. Начинайте с малого и постепенно вы перейдете к более сложным сюжетам, станете создавать собственные картины и видеть красоту там, где другие пройдут мимо.

Любой, даже самый простой, рисунок с натуры приносит гораздо больше радости и внутреннего удовлетворения, чем самый сложный и детальный рисунок, выполненный по фотографии. А еще рисование с натуры развивает объемно-пространственное и образное мышление. И это может быть полезным во многих сферах жизни, но об этом я, может быть, расскажу как-нибудь в другой раз.

Поделитесь в комментариях, вы чаще рисуете с натуры или по фотографиям, картинам, урокам? Хотели бы вы научиться рисовать с натуры?

одуванчики, масляная пастель

Метки: , , , , , ,

Смотрите также:

16 Ответов на “ Рисовать с натуры или по фотографии? ”

  1. Елена на 3 Апрель 2016 из 19:23

    Рисую пока по урокам, которые нахожу на сайте или на сайтах, чтобы понять принципы рисования. Конечно же есть желание рисовать с натуры.

  2. Нина на 3 Апрель 2016 из 19:28

    Кира! Добрый вечер! Рада вашему письму. Я рисую по урокам и фото. Очень хочу научиться рисовать с натуры.

  3. Лена Соловьева на 3 Апрель 2016 из 19:58

    Как участница мастер-группы, заявляю с полной уверенностью, рисовать с натуры это круто, это классно, это непередаваемые ощущения, восторг эмоций! Ты чувствуешь, как тебе поддается почти-что, природная стихия. Когда я повторяю за кем урок, это не моё, это именно урок. Я изучаю чужую технику, видение цвета и света. Повторять за кем-то важно, это обучающий момент, когда недостаточно знаний и навыков. Копировать других это расширяет кругозор в технике написания картин, подборе цвета, красок, в композиции. С фотографии удобно писать, можно более точно сделать построение, не раз все проверить, и колористическую задачу решать столько, сколько понадобиться для самого удачного варианта. А вот с натурой, особенно быстро меняющейся, надо попыхтеть, сколько набросков, этюдов сделать – пока результат начнет хоть чуть-чуть удовлетворять самого себя. Зато ощущение счастья в конце процесса обеспечено!

  4. Наташа на 3 Апрель 2016 из 20:18

    Здравствуйте !! Спасибо, Кира, за Ваши уроки !! Они вдохновляют. прочитав статью о рисовании с натуры ,поняла ,что то же постоянно думаю на эту тему.Провожу занятия и мастер классы со взрослыми .У меня художественное образование ,полученное с самых азов- художественной школы ,худ. училища и заканчивая худ. пром. академией ,и всегда я относилась с большим пренебрежением к срисовыванию и успехам срисовывающих , но сейчас когда многие увлекаются рисунком ,а особенно живописью.как хобби ,не у всех есть время для постижения академических азов,а результат иногда нужен быстрый и впечатляющий ,что бы получить уверенность в своих силах и поддержку близких. Срисовывание помогает получить необходимые навыки развить технический арсенал ,получая каждый раз еще и чудесную работу )))а использую полученные навыки и чувствуя уверенность в своиз силах можно и к натуре приступить .Не зря академическая школа обучения включала долгие годы копирования работ мастеров!!!

    • Kira Neyman на 3 Апрель 2016 из 20:26

      Да, Наталья, полностью с вами согласна :) Для кого-то вполне достаточно и срисовывания, а у кого-то просыпается желание большего. Я думаю, что лучше пусть люди рисуют по фотографиям, чем вообще не рисуют. Ведь рисунок это способ получать удовольствие, добывать из этого занятия свою радость и гармонию. Думаю, мы с вами знаем, сколько много пользы несет в себе занятие рисунком :)

      • Ирина на 7 Апрель 2016 из 13:16

        Удивительно, но всего несколько лет назад, я даже не представляла себя рисующей что-нибудь, а тем более с натуры. Сейчас после пройденных с вами, Кира, уроков наступида пора еще более странная: не рисовать каждый день не могу, по урокам уже пишу свое, постоянно подыскиваю живую натуру и стараюсь ее зарисовать в том виде, как увидела. Знаний и навыков маловато, постороения не всегда получаются. думаю, по фото, особенно по своим рисовать легче, даже если на них не все есть, ощущения -то внутри остались. Слепое копирование даже великих мастеров мне не нравится, и краски и исполнение, и настроение у каждого свое. Раньше были страхи чистого листа, а теперь невыполнимых идей. И все равно рисование – это процесс расцвета Души,хорошо, что теперь это и мое увлечение тоже.

  5. Людмила на 3 Апрель 2016 из 20:27

    очень хочется научиться рисовать с натуры, но пока рисую по урокам.

  6. Екатерина на 4 Апрель 2016 из 2:21

    Кира, было интересно прочитать ваши рассуждения о рисунке. Сама рисую с натуры в поездках, когда ничего другого делать просто невозможно (читать под громкие разговоры соседей, писать, когда тебя качает из стороны в сторону и т.д.), но часто не хватаеь опыта и “видения” закон, правил и т.п. А на уроках часто , чтобы было понятно детям использую готовые рисунки, репродукции, фото очень редко. По урокам рисовать самой проще, а вот ученикам так же сложно как и по картинке. А подучиться рисовать с натуры очень бы хотелось. Спасибо, что предложили обсудить и выслушали мнение ))).

  7. Галина на 4 Апрель 2016 из 13:04

    Я рисую по воображению. Хотелось бы научиться рисовать с натуры.

  8. Сусанна на 4 Апрель 2016 из 17:12

    Добрый день!Я уже четыре года в мастер группе,из которых три рисовала по видео урокам,по чужим картинам,фотографиям.Но никогда ,мы в мастер группе,не срисовывали слепо картины.Кира,вы все время твердили,что мы не копировальная машина,и не должны просто копировать.Мы создавали свои картины,по мотивам того или иного художника.За это время научились перспективе,узнали то такое тень,полутень,рефлексы,отражения.как рисовать стекло,дерево,медь…..Сейчас и не возможно написать,сколькому мы научились за это время.Делали зарисовки цветов.людей,животных во время онлайн встреч,научились самостоятельно писать картины по референсам.И я думаю многие получали огромное удовольствие от процесса рисования,может не те ощущения ,что получал художник,но создавая свою копию,я была на седьмом небе…Но ,весь последний год,мы научились рисовать с натуры,научились создавать композицию,узнали про конструктивный рисунок,изучили цвет…Было трудно,я бы сказала очень трудно,я думала ,что у меня ничего не получится,трудно в натуре видеть цвет,сохранять пропорции,сколько мы перенервничали,и нервировали Вас своим нытьем,но Вы ,как стойкий оловянный солдатик,не сошли с пути,и не дали сойти нам…Что я хочу сказать,рисовать с натуры это прекрасно,это не забываемое чувство,что я ,сама создала картину.Это не лучше и не хуже рисования по референсу,это совсем другое чувство,прекрасное чувство,и я рада ,что почувствовала это с вами Кира.Правда ,мы должны еще многому научится,ведь творчество это бесконечные открытия…

  9. Наталья на 7 Апрель 2016 из 7:33

    Как я пришла к живописи, совсем никогда не мечтающая?
    В школьные годы-это открытки подружкам на день рожденье, потом цветочные горшки, что бы поярче были, картины по номерам. А в прошлое лето пошла на местные курсы. Там писали натюрморты с натуры, похвалили. Курсы закрылись. А хотелось продолжить. В интернете после долгих поисков, наткнулась на ваши, Кира, курсы. Не понимая значения половины слов, пришлось читать книжки. Увлеклась. Между вашими уроками, пробую свободную тему, выбирая из имеющихся фотографий цветов, природы, дачи, которые сама в свое время и нащелкала.
    Но период теплого времени очень короток у нас. Поэтому с натуры на улице проблематично писать. Но очень хотелось бы.
    И обязательно, азы: с чего начать, как подойти к написанию, увидеть тона в цвете. Это очень интересно.
    Пока пишу с фотографий,комбинируя, выбирая из кучи прошлых лет что-то интересное.Как то пробовала с фото, найденное в интернете: не получилось.
    Вроде бы послушаю курсы, несколько картин напишу, все понятно, а как переходишь к самостоятельной работе, сразу все незнания и всплывают.
    И чем больше уроков, на которых показывают, рассказывают, разжёвывают, тем лучше.
    И да, очень глубоко сидит строительное образование, легче в написании перспективы, зданий, Но патологические сантиметры, вместо “на глазок”… И теперь учусь избавляться: сначала делаю ” на глазок” а потом проверяю :-)).
    И, я за фотографию, но собственную, которую сам сделал, почувствовал запах травы, ветра, воды, лазая по пригоркам за сюжетом.
    И да, надо пробовать делать наброски, эскизы.Рабочие же эскизы делаю…
    И очень хочется научиться писать с натуры.
    Всего доброго всем.

  10. Мария на 7 Апрель 2016 из 10:43

    Конечно хочется научиться рисовать с натуры…но умений хватает только рисовать по урокам….увы…максимум срисовать что-то и то не всегда получается..)с натуры лично для меня очень сложно…уловить мгновение-это талант!)))))

  11. Людмила на 7 Апрель 2016 из 21:00

    Да,с натуры очень здорово научиться писать,это уже как высший пилотаж.Нужны знания,навыки. Благодаря Кире прикоснулась к этому волшебству-живописи,для меня это такая радость! Два года назад не могла элементарный детский рисунок сделать.Так что уроки рисования для меня очень важны,а тем более узнавать о цвете, о композиции,пропорциях,да даже элементарно-как держать кисть-все это дал мне учитель-Кира. А вообще-надо дерзать-дорогу осилит идущий, а не стоящий!

  12. лена на 8 Апрель 2016 из 10:45

    здравствуйте Кира!Спасибо за ваши уроки!Я согласна с вашим мнением должен быть компромисс,одно другому помогает.Необходимо рисовать с натуры,с нетерпением жду этот онлайн курс.

  13. Наталия Ф на 19 Апрель 2016 из 16:23

    Здравствуйте Кира и все поклонники и участники группы Изотика!
    Очень я рада, что Вы планируете научить нас писать с натуры! Я давно пытаюсь самостоятельно писать с натуры, но возникает очень много вопросов. Пока рисую только карандашом, а хочется в цвете. Быстро меняется освещение. Пока рисовала одно, тень сдвинулась, цветок повернулся и т.д. И причем нужно все написать сразу, одним днем, т.к. завтра такой же натюрморт уже не получится, цветы расцветут, какие-то завянут…А маслом как рисовать? сначала акварелью наверно? Вобщем, у меня очень много вопросов и огромное желание участвовать в этой мастер группе. Спасибо, Вам Кира за то, что не забыли про нас, что нашли новую и очень полезную тему!

  14. КСЕНИЯ на 30 Сентябрь 2016 из 19:56

    .Необходимо рисовать с натуры,с нетерпением жду этот онлайн курс. ксения

    ОТВЕТИТЬ

Написать ответ