Общее и индивидуальное в рисунке
«Особенное потому и особенное, что свободно от всяких форм общего и может принимать любые формы» (Ян Кушманов)
Куда бы мы ни посмотрели, во всем присутствует что-то особенное и что-то общее. Чтобы хорошо рисовать важно научиться видеть и то и другое.
Многим, например, хочется научиться рисовать человека, его портрет и фигуру. А что такое человек? Руки, ноги, голова, туловище. А лицо? Нос, губы, глаза… Но ведь хочется рисовать не руки, ноги, голову, а Васю, Машу, бабушку, подружку или любимого актера. И так, чтобы было похоже, узнаваемо. Чтобы в общем и присущем любому человеку строении тела читались индивидуальные черты конкретного человека.
Общее без особенного как-то не реалистично, скучно, схематично, безжизненно. Но и особенное невозможно без общего. Голова Анжелины Джоли состоит из тех же частей, что и у подружки Маши, и чтобы нарисовать портрет кого-то из них нужно уметь рисовать голову в целом, понимать форму, пропорции, анатомическое строение. Настоящий профессионал никогда не станет начинать портрет с глаза. Первым делом он наметит общую форму головы, и постепенно, переходя от большого к малому, станет выявлять в ней частное, индивидуальные особенности человека.
Через общее мы приходим к индивидуальному.
Например, на моих живых занятиях с новичками мы рисуем вот такое дерево:
Это не какое-то конкретное дерево, а некий обобщенный образ, на примере которого я показываю как рисовать деревья вообще. С его помощью я обращаю внимание учеников на какие-то общие для всех деревьев особенности: на то, как выглядит и что представляет из себя ствол дерева, что он имеет близкую к цилиндрической форму и нам надо научиться передавать различными способами эту особенность на рисунке, мы замечаем, что ствол покрыт корой, а кора имеет свою особенную фактуру, смотрим как растут ветви, что крона состоит из множества листочков, но представляет собой нечто единое и рисовать нужно не каждый листик, а передать единое целое, состоящее из множества мелких деталей, создать на рисунке ощущение единства во множественности, общего, состоящего из частностей. И еще много полезной информации мы узнаем в процессе рисования такого дерева.
А потом, выходя на улицу, многие начинают смотреть на деревья внимательнее чем раньше, проверять, правду ли я им сказала. Просыпается любопытство исследователя, которым и является в своей сути художник. И это для меня большой успех, потому что научить рисовать – это, прежде всего, научить видеть.
До занятий кто-то, может быть, рисовал дерево как-то так, как на этом детском рисунке, именно на этом этапе многие останавливаются, прекращая рисовать в детстве.
Но и здесь уже присутствует простейшее наблюдение за миром, как минимум представление о том, что у дерева есть ствол и крона и они находятся в каком-то отношении друг к другу. Дерево, которое мы рисуем на занятии, является дальнейшим развитием этого примитивного изображения, следующим шагом в наблюдении и познании, общему представлению мы добавляем чуть больше индивидуальных деталей.
Попутно я показываю разные техники рисования, позволяющие точнее выразить наблюдение, учу находить взаимодействие с материалом.
Дальше становится понятно, что есть разные деревья, и чтобы береза на рисунке отличалась от тополя нужно определить общее и особенное для них. Все березки чем-то похожи друг на друга и есть что-то особенное, что отличает их от всех тополей. Это следующий шаг. Новая глубина внимательности.
Я показываю как рисовать елки и люди обращают внимание на елки, показываю как рисовать небо и люди поднимают глаза к небу. И замечают, что оно такое как я показала, но в то же время разное.
Если посмотреть еще дальше, еще глубже, то можно заметить, что каждое дерево индивидуально, абсолютно уникально и неповторимо. Две стоящие рядом березы, обнаруживая общие черты, будут совершенно не похожи друг на друга. Определив общие особенности для всех берез вы без труда нарисуете некое усредненное, идеализированное дерево данного вида, но чтобы нарисовать живую березу, нужно рисовать конкретное живое дерево, в каждой клеточке которого история его жизни.
![]() |
![]() |
Вы ведь помните? Хочется рисовать Васю, Машу, бабушку. Истинная красота и притягательность связаны для нас с индивидуальностью. А индивидуальность пробуждает чувства.
И тут уже надо бы рисовать с натуры. Почему? Представьте, что вы влюблены. Какую интенсивность чувств будет вызывать у вас фотография любимого человека, а какую он сам, живьем? Нахождение непосредственно среди природы не сравнится по силе переживаний с созерцанием природы на фотографии.
Жизнь проявляется в уникальном через общее. Картина и рисунок оживляются чувствами художника. Чтобы научиться рисовать индивидуальность нужно еще сильнее углубить свою наблюдательность, быть еще пытливее, смотреть еще внимательнее. Смотреть не только глазами.
И тогда рано или поздно откроется уровень истинного Мастерства:
Саврасов Алексей Кондратьевич
Шишкин Иван Иванович
Благодарю вас,дорогая Кира Нейман. Я согласна с каждым вашим словом. Я не художник,я просто с удовольствием учусь рисовать и рисую,перенимая навыки художников,но за эти 2 года,мое отношение к рисованию и к рисункам,картинам изменилось.На прогулках,на реке ,гуляя по аллее я теперь с огромным удовольствием открываю новый мир.Совсем другими глазами я смотрю на реку днем и вечером,я научилось видеть игру света,солнечные блики.,отражение в воде и т.д..Даже в театре я смотрю на декорации другими глазами,мне интересно стало знать,как все это можно изобразить,так или по другому.Даже когда я отдыхаю,я пытаюсь перенести на бумагу интересное дерево,мыс берега,камыши.Это так интересно! Я пенсионер и не всегда покупаю уроки,но я благодарю вас и других мастеров,которые идут на встречу и дарят нам свои знания,учат безценным знаниям.Благодарю вас ,Кира,благодарю всех своих учителей,подаривших мне мир Света и Цвета.
Благодарю Вас, Людмила Петровна, за то что поделились своими чувствами и открытиями. Я очень рада тому, что благодаря рисованию вам открывается мир с новых сторон. Именно это я и стремлюсь доносить до моих учеников, а умение водить карандашом или кисточкой по бумаге всего лишь следствие этого видения. Творите с удовольствием!
Кирочка,спасибо за статью,читала с жадностью ,прроглатввая каждое слово).Очень часто захожу на этот сайт,как в мой старый дом,перебираю все” вещи”,может что то пропустиила,или найду что то новое…Кира,пишите ,пишите …Будем ждать новостей))
Спасибо, Сусанна, я пишу, пишу :)) Напиталась впечатлениями, теперь период ими делиться, отдавать :)
Прекрасная статья. Именно после Ваших занятий я увидела, что все деревья разные, нет двух одинаковых. Спасибо!
Это чудесно, Галина! И Вам спасибо!
НАКОНЕЦ-ТО Я ОПЯТЬ ЧИТАЮ КИРУ!!!!! спасибо! ЖДЕМ ДАЛЬНЕЙШИХ ПЛАТНЫХ УРОКОВ ! КАНИКУЛЫ ЗАТЯНУЛИСЬ!!!!!!!!!!!!! СПАСИБО! С УВАЖЕНЕМ к.с.
Кира, статья замечательная, спасибо! Всё, о чем Вы пишите, мне близко и понятно.После того, как я начала рисовать, стала по другому видеть именно деревья.Настолько они все разные,по разному растут ветки ,верхушки,разные между ветками просветы.Ваша статья перекликается с моими ощущениями, с моим восприятием.Спасибо!
Кира. Спасибо огромное за ваши чудесные статьи и фантастические уроки!!!! С огромным нетерпением жду начала вашего нового курса))))
Кирочка, здравствуйте! Я когда увидела в почте письмо от Вас, все остальные письма просто испарились у меня перед глазам…Я не преувеличиваю, я так соскучилась!Я перешла на сайт и прочитала Вашу статью взахлеб! Перечитывая каждое предложение я боялась упустить какую-то деталь, какую-то Вашу мысль.
Очень мне понравилось Ваше сравнение любимого человека с фотографией! Это произвело на меня большое впечатление и заставило задуматься…Я встала, и под впечатлением нарисовала то, что очень мне нравилось, то, что было в этот момент рядом! И это был большой сочный персик! Я запланировала съесть его перед сном, но его судьба изменилась :-))) Я нарисовала его, а съесть пом не смогла… просто оставила в тарелке. Кто его съел даже знать не хочу. Я многое поняла из Вашей статьи! Спасибо Вам большое!!!!
Кира, может расскажите, как не бояться рисовать в присутствии людей на пленере? Я живу в поселке, очень много у меня задумок – что нарисовать, но страх, что будут все глазеть (а будут глазеть) меня останавливает,,,,я не решаюсь, хотя очень хочу научиться рисовать с натуры!
Наталия, начните. И начните на Заре. всё само собой сложится))
а дальше.. http://izotika.ru/sketchbooking-fear/
Спасибо, Наталия, мне очень приятно, что вы про меня не забываете и читаете мои заметки. Обещаю, что теперь их будет больше :) Про преодоление страха рисования на людях я уже отчасти писала, посмотрите ссылку, которую Саша дал. И да… Главный способ справиться с любым страхом – делать то что страшно, преодолевать его маленькими шажочками, по чуть-чуть, а потом это уже становится в кайф. Потом весь поселок, да что там, весь район, будет к вам приезжать за картинами :) Конечно, эта тема для многих актуальна, поэтому еще наверняка буду что-то говорить об этом.
Спасибо за совет, буду пробовать…
Сейчас лето, находимся на даче, интернета естественно нет, на минутку открыла на работе свою почту и не удержалась, прочитала Вашу статью Кира, спасибо. Мне очень комфортно и интересно общение с Вами. На уроках ИЗОТИКИ я познакомилась с множеством увлеченными людьми. Действительно однажды погрузившись в мир красок находишься в нем постоянно, замечаешь то что не видно было раньше. Смотришь на воробья, рассматриваешь каждое перышко, оттенок света и тени, с не недавних пор я навязчиво ищу границу между предметом и задним планом, мне интересно как на картине художник передает объемный предмет. В общем большое спасибо, что научите смотреть на мир, на красочный мир.