Игры воображения. Каляки-маляки

30 Октябрь 2016
от Kira Neyman

Как научиться рисовать из воображения? Как создать на бумаге мир, который существует только в моей голове? Наверное, такие вопросы возникают у многих, кто однажды берется за карандаш.

Это действительно очень увлекательно и вдохновляюще, создать что-то, чего никогда не было, нарисовать образ того, что вовсе кажется невозможным в нашем мире. Нарисовать так, чтобы и другие увидели то, что видим мы. Воображения позволяет создавать свои собственные миры, а рисование дает возможность их запечатлеть и показать другим.

Что же нужно для того, чтобы научиться рисовать то, что представляешь?

Я бы сказала, что в рисовании из воображения само воображение занимает довольно маленький процент, гораздо больше – это собранный художником материал, его знания и опыт, а также эффект случайности.

Давайте попробуем представить себе какое-нибудь несуществующее животное. Каким оно будет? Из чего мы будем создавать этот образ, что послужит для него «строительным материалом»?

Предположу, что вы станете сочинять его, комбинируя любым, даже самым невероятным способом, части уже известных животных: голова от одного, тело от другого, хвост от третьего, чешуя, перья или шерсть, крылья, уши, рога, копыта, любые элементы существующих животных во всевозможных сочетаниях.  «Кирпичиками» для построения нового образа будут служить образы уже известные, хранящиеся в нашей памяти.

Таким образом, чем больше мы узнаем о мире, изучаем и исследуем его, тем больше «строительного материала» получает наше воображение. Воображению нужна пища, впечатления, которые оно получает благодаря нашей наблюдательности и любознательности.

Художник питает воображение и собирает материал для своей работы разными способами. Например, выполняя регулярные зарисовки, посредством рисунка собирая необходимые ему сведения о мире. Мы можем собирать материал и непосредственно для реализации какой-то идеи. Если вы увидели картинку в воображении, но вам не хватает детальности и знаний о предмете, вы отправляетесь на их поиски в окружающем мире, ищете картинки в интернете, зарисовываете похожие объекты с натуры, изучаете строение или принцип действия интересующего объекта. Например, чтобы нарисовать морскую волну по воображению, хорошо бы понаблюдать за реальными волнами, изучить как и почему она возникает, как движется, какую форму имеет. Айвазовский писал свои картины в студии, причем, говорят, что окна его студии вовсе выходили на противоположную от моря сторону, но он на столько тщательно изучал море и так хорошо его знал, что мог писать шедевры никуда не глядя, обращаясь к своему опыту, знаниям и памяти. Рисунок по памяти также хорошая практика для тренировки, он равноценен рисунку по воображению, потому что и в том и в другом случае нужно воссоздать на бумаге картинку, существующую только в нашей голове. Постоянная практика рисования по памяти позволяет научиться смотреть внимательнее и замечать больше, а значит  уметь наделять большей детальностью и воображаемый сюжет.

Можем ли мы на самом деле в воображение создать картинку столь же четкую и детальную, как в жизни? Воображая дом своей мечты, например, получится ли в своей голове рассмотреть все до мелочей? Увидеть каждый кирпичик стены и то, чем он отличается от соседнего, каждую неровность на штукатурке, каждую щербинку и трещинку, узнать как чувствуется ногами ворс ковра, какая мебель стоит в нашем доме и на каких местах, что лежит на столе, куда мы кладем ключ, когда входим в дом и т.д. и т.п. Большинству из нас не удастся вообразить все так четко, скорее мы видим некий обобщенный образ и общее ощущение, которое он у нас вызывает. Чтобы добавить картинке четкости, нам нужно собрать для нее материал. Т.е. чтобы обставить воображаемый дом мебелью, нужно поинтересоваться темой мебели, подобрать то, что нам нравится, присмотреться к коврам, походить по ним, чтобы узнать как они ощущаются.

Наша память вообще с трудом хранит много информации. Кимон Николаидис об этом писал: «Я часто просил учеников нарисовать по памяти входные двери своих домов. Несмотря на то, что они прекрасно знали свои дома и умели открывать двери, они частенько не представляли себе, обшита ли дверь панелями, как выглядит наличник вокруг нее, не помнили даже, с какой стороны находится дверная ручка. Художник должен постоянно контактировать с самыми различными объектами и предметами, и этот контакт должен заключаться в наблюдении за тем, что делает конкретная вещь, каково ее предназначение».

Также художник использует для рисунка из воображения и свои знания и опыт, приобретенные им во время обучения, во время рисования с натуры, во время своих наблюдений и рисунков по памяти. Например, если хочется сделать рисунок несуществующего животного в реалистичной манере, знание анатомии может очень в этом помочь. А если ранее художник много практиковался в рисовании любых животных, то и несуществующее он нарисует без труда.

А еще в рисунке по воображению присутствует эффект случайности. Мы не можем продумать и вообразить себе все до мельчайшего штришка, рисунок сам проявляет себя, выдуманные герои оказываются со своим собственным характером, линия, сама собой рождающаяся под твоим инструментом, ведет тебя и подсказывает, что делать дальше. Здесь рисунок становится как ребенок, он будет похож на нас и будет нести в себе отпечатки наших генов, но заказать точные параметры будущего ребенка мы не можем. Он будет таким, каким родится.

Упражнение

Предлагаю вам выполнить упражнение для тренировки воображения, которое хорошо учит доверять эффекту случайности, совмещать его со своим воображаемым образом, а также использовать свои знания и при необходимости искать дополнительные сведения, чтобы этот образ доработать.

Это удивительно приятное, ни к чему не обязывающее рисование больше похоже на игру.  Можно заниматься им вместе с детьми. Доверьтесь случайным линиям, позвольте им вести вас и самим проявлять то, во что они хотят превратиться. Ослабьте контроль, не пытайтесь загонять линию в представления о правильной колее, лишь мягко направляйте её, помогайте ей самой рождать образ. Здесь нет каких-то правил исполнения, что получилось, то получилось, эффект случайности.

Начинается все с того, что мы рисуем на листе бумаги просто хаотические линии, каракули, каляки-маляки, свободно водим карандашом по бумаге в разные стороны. Для чистоты опыта можно даже рисовать каракули вслепую, не смотреть на лист. Тут есть поле для эксперимента: можно черкать плавные линии, можно зигзагообразные, можно совмещать эти виды, можно делать каракули меньше или гуще, линии крупнее, размашистее или короче. Это задаст направление для будущего рисунка.

Затем в этих каракулях мы начинаем искать образы, силуэты, которые будут нам что-нибудь напоминать. Может вы увидите там мультяшных героев или необычные лица, животных, пейзажи или какие-то сценки. Повертите лист разными сторонами, поищите разные образы.

Вот здесь, например, у меня начал вырисовываться трицератопс, бегущий с рюкзаком в школу:

Дальше мы выбираем наиболее приглянувшийся силуэт и начинаем его развивать. Здесь тоже есть огромный простор для воображения и экспериментов. Можно развить образ как в примере с моей птицей, он мультяшный, но при этом я добавила какие-то фактуры, тени, намек на объемность. Можно доработать увиденное красками или цветными карандашами, превратить образ в мозаику или разрисовать в стиле дудл, сделать его более мультяшным или более реалистичным.  А можно продолжать развивать рисунок теми же каракулями, для тех кто знаком с курсом К.Николаидиса такой способ известен как жестовый рисунок. Словом можно делать все, что придет в голову.

Вот здесь я увидела в каракулях пейзаж и продолжила развивать его в духе жестового рисунка:

На этапе доработки образа мы можем обратиться к дополнительным источникам информации, поискать необходимые нам данные и сведения об объекте изображения. Например, рисуя птицу я посмотрела фото птиц, изучила строение их перьев, посмотрела как выглядят их лапы. Можно поискать картинки на схожую тематику или найти такой же сюжет в жизни и подсмотреть, как что-то нарисовать, как устроено то, что мы рисуем, как оно может еще выглядеть. Сбор необходимой информации вполне естественен, поскольку наша память не хранит так много деталей. Черпая идеи из реальных объектов и обогащая этим наш рисунок из воображения, мы будем развивать свою наблюдательность.

Исследуя и развивая причудливые изгибы каракулей, мы развиваем в себе различные навыки, необходимые для рисования по воображению.

Поиграйте в каракули, я уверена, вам понравится это упражнение. Специально для этих рисунков у нас есть отдельный альбом в нашей группе в контакте:

https://vk.com/album-31314348_237367585

Загружайте туда свои работы, давайте радоваться и удивляться тому, что из этого может выйти. Чем больше вы загрузите рисунков, тем быстрее вдохновите меня на новые статьи. По загруженным рисункам я смогу определить ваш интерес к этой теме и пойму, стоит ли продолжать развивать ее и публиковать другие упражнения.

Также  за каждый выполненный по этому заданию рисунок вы получаете +5 баллов в играх воображения.

Подробности в нашей группе: https://vk.com/topic-31314348_34852602

А вот каляки-маляки некоторых участников нашего кружка, многим уже понравилось это упражнение. Посмотрите, что родилось у них.

Сусанна Мкртчян

Ирина Терещенко

Вячеслав Щукин

Елена Гречко

А участница нашего кружка Ирина Александрова сопровождает свои рисунки еще и дивными стихами.

Я не знаю, как это рождается,
Глаз не видит, рука лишь ведет…
Почему-отчего получается
Кроко-бабушка песни поёт …

Какая же песня без звука,
Пусть будут здесь радостны все,
Звучит барабан и труба (как бузука),
И мишка доволен вполне…

Это что за Чудо-юдо,
И куда несется так?
И взялось оно откуда?
Убегает от собак?
На концерт спешит наш зритель,
Чтоб порадовать друзей,
Он испек пирог с капустой
И несет им поскорей.

А это творчества процесс:
Создание игрушки.
Уже и туловище есть,
И лапочки и ушки…
Еще один последний штрих
И все уже готово…
Творец, он своего достиг
В созданиях другого.

Тут получился чародей
С загадочной усмешкой.
Он видит всех насквозь людей…
Играя, словно… пешкой…

На маскараде жизни
Все маски хороши:
Ты плачь в ней или смейся,
Не выдает Души…
Надеты прям на тело
Решительной рукой…
Со страхом или смело
Лицо своё открой!..

Я сейчас свободна делать то, что я люблю.
И со знаньем дела это говорю.
Не к чему препоны для меня чинить,
Если начинаю я сейчас… Творить…

Метки: , , , , , , , , , , , ,

Смотрите также:

Один ответ на “ Игры воображения. Каляки-маляки ”

  1. Susanna на 30 Октябрь 2016 из 17:59

    Очень хорошее упражнение,и статья отличная! Попробуйте,,!У меня с собой всегда карандаш и скечбук,и как только появляется минутка,в очереди ,в поликлинике,в метро,это как медитация,отвлекает от всего негативного!

Написать ответ