Естественный путь к рисованию Кимона Николаидиса

6 Август 2016
от Kira Neyman
“Есть только один верный путь научиться рисовать – естественный путь. Задача преподавателя, на мой взгляд, – не показать ученикам, как рисовать, а объяснить, как научиться рисовать. Они должны добывать необходимую информацию сами, иначе им всю жизнь придется ограничиваться только знаниями, полученными от преподавателя. они должны раскрыть для себя истинные истоки творческой деятельности, невидимые глазу пути, по которым движется вдохновение” (Кимон Николаидис)

Сегодня я хочу поделиться гениальной, не побоюсь этого слова, методикой обучения рисованию, разработанной Кимоном Николаидисом и описанной в его книге «Естественный путь к рисованию» («Новый учебник по рисованию» в последних переизданиях), которую он разрабатывал и успешно преподавал еще в далеких 1930-х годах. Книга эта много лет была у меня где-то «на заметке», но всерьез я заинтересовалась ей в конце 2014 года. Неожиданно для себя углубившись в изучение материала, вдохновившись книгой и почувствовав живой интерес к курсу Николаидиса я стала искать информацию о нем в сети. Но, к сожалению, нашла лишь многократно перепечатываемую одну и ту же аннотацию, несколько в целом положительных отзывов и довольно вялых обсуждений. Конкретика, примеры и результаты людей, проходивших курс, практически отсутствовали. У меня сложилось впечатление, что многие, как я, были вдохновлены курсом, но никто не осилил его до конца.

И тогда я предложила участникам моей онлайн группы рисования эксперимент.  В течение всего 2015 года мы вместе с ними прошли все упражнения данного курса. Правда проходили мы его в несколько упрощенной и сокращенной форме, адаптированной для онлайн общения и рисования в домашних условиях.

Подавляющее большинство упражнений книги предполагает рисование фигуры человека, работу с живым натурщиком, и главным образом с обнаженной натурой. Кроме того автор предполагает, что вы будете работать над упражнениями не менее 3 часов в день, ежедневно, в течение как минимум года. Все это просто недоступно для большинства людей. Пожалуй, именно это и является главными препятствиями для того, чтобы осилить этот курс полностью. Однако, как было проверено мной и моей группой на практике, большинство упражнений успешно применимы также к рисованию предметов, окружающих любого человека в повседневной жизни. Об этом говорит и сам автор. Поэтому, желающих рисовать, не должно останавливать отсутствие натурщика.

Николаидис в своей книге дал ключи от дверей в гениальность, за которой бесконечное пространство чистого творчества, возможностей и находок, но эту дверь  надо еще захотеть открыть. В нее еще нужно осмелиться войти. Далеко не каждый на это способен, потому что путь в гениальность лежит через огромный труд, многие часы работы ради практики, прежде чем появится какой-то результат, надо приложить много усилий, быть любознательным и готовым посвятить себя творчеству просто из любви к нему. Ведь даже гениальность не гарантирует никому пожизненного признания.

И тем не менее я считаю, что упражнения из данной книги будут полезны абсолютно всем. Если вы хотите посвятить свою жизнь художественному творчеству, то станете проходить курс глубоко и основательно, посвящая упражнениям гораздо больше времени, чем предложено автором и каждый раз открывая для себя новую глубину визуального искусства. Что касается меня, то за почти два года достаточно подробного изучения методики я до сих пор лишь пригубила от этого источника и вряд ли исчерпаю его в ближайшие годы. Если рисование для вас просто хобби, можно пройти этот курс в упрощенном и сокращенном виде, как мы это сделали в качестве эксперимента с участниками курса «Чувственное рисование». Даже если вы вообще не собираетесь в дальнейшем рисовать, прохождение подобного курса даст вам совершенно новый способ познания мира, с принципиально новыми инструментами и подходами, что может оказаться очень полезным для вашего всестороннего и гармоничного развития, для более глубокого понимания себя и мира.

Курс Николаидиса построен на наблюдении окружающего мира, упражнения книги предлагают вам самостоятельно познавать и изучать мир посредством рисования. Художник – это прежде всего исследователь. Так я обычно говорю своим ученикам. Мы не изучаем правила и техники рисования, мы их для себя открываем, причем каждый по-своему. Открытие, сделанное лично вами, то к чему вы пришли самостоятельно, будет для вас гораздо полезнее, чем чьи-то готовые знания и умения. В первом случае вы раскрываете себя, во втором лишь повторяете за кем-то, пусть даже более опытным.

«Первое, чему должен научиться любой начинающий художник – наблюдать и изучать природу. […] Научиться рисовать – значит на самом деле, научиться видеть и видеть правильно, а это гораздо больше, чем просто смотреть при помощи глаз. «Видеть» значит наблюдать, используя все пять чувств. Когда вы смотрите, то есть используете глаза, это не означает, что вы закрываете остальные органы чувств, скорее наоборот, потому что в наблюдении и понимании увиденного участвуют все чувства». (Кимон Николаидис «Новый учебник по рисованию»)

Вы включаетесь в рисование всем своим существом, всем телом, всей душой, вы в едином порыве с миром, с тем, что вы изображаете. Такой подход позволяет не только развить глазомер, чувство пропорций, индивидуальный почерк, но также наделить рисунок чувствами, непосредственным переживанием увиденного. Вы не просто изображаете внешний вид объекта, но и его внутреннюю суть, пропущенную через ваше целостное восприятие, восприятие всем вашим естеством.

Рисунок, основанный лишь на технике и передаче внешнего вида объектов, преследует скорее информационные цели. Он показывает количество объектов, то из каких частей они состоят и расположение предметов и их частей относительно друг друга. Настоящую эстетическую ценность рисунку придает отражение в нем чувств.

«К тому что видит глаз, художник добавляет чувства и мысль. При желании он может передать нам то, что ощущает его душа в бурлящем потоке жизни». (Кимон Николаидис)

В книге даются различные упражнения, каждое из которых предлагает сконцентрироваться на определенной проблеме. Выполняя упражнения, вы решаете ту или иную задачу постижения натуры и наиболее убедительного изображения ее на плоскости листа. Постепенно упражнения начинают переплетаться, объединяться, предыдущий опыт накладывается на новые рисунки, поэтому упражнения книги нужно выполнять последовательно, как предложено автором.

Например, в упражнении «Жестовый рисунок» мы постигаем такое свойство натуры, как движение. Движение – это основа жизни. Вокруг нас движется все от атомов до галактик. Весь живой мир находится в постоянном движении. Он летает, бегает, ползает, колышется, пульсирует. Жестовый рисунок позволяет научиться передавать движение объекта в пространстве, его внутренний импульс, побуждающий к действию. Движение воды в реке, стремление растения вверх к солнцу, настороженная или расслабленная поза натурщика, через жест вы учитесь передавать внутреннее состояние любого объекта.

В контурном рисунке мы постигаем внешнюю оболочку объекта, как бы матрицу, по которой он выстроен. Выполняя это упражнение мы наблюдаем, как контур приближается и удаляется, ныряет во впадины и поднимается, обрисовывая выпуклости. Контурный рисунок учит нас осязать внешние очертания объекта.

Весовой и лепной рисунок учат нас чувствовать пластическую форму предмета, объем, занимаемый им в пространстве и, конечно, вес. Пуховая подушка и камень могут иметь примерно одинаковые размеры, объем и даже форму, но как передать в рисунке их вес? Для этого нужно пропустить натуру через собственное осязание. В лепном рисунке для этого мы ощущаем, словно лепим форму из глины, только делаем это карандашом (или другими инструментами) на бумаге.

В курсе еще довольно много интересных и необычных упражнений, которые дают совершенно новый, непредвзятый взгляд на окружающую действительность, они заставляют вас смотреть на предметы весьма неожиданным образом, много предлагается рисовать по памяти. Все это постоянно стимулирует вас полагаться на опыт всех органов чувств, а не только копировать видимое глазу, выполнение упражнений до предела обостряет вашу наблюдательность, столь необходимую художнику.

Также в книге есть упражнения, посвященные анатомии, но и она изучается не классическим способом. Анатомия изучается не как сухая схема строения человека, а как основа его действия, движения. Даже здесь мы будем вовлекаться в чувственное переживание натуры, ощущаем натяжение или расслабление мышц натурщика, словно рентгеновский луч наш взгляд ощупывает расположение костей. Основная идея изучения анатомии по методу Николаидиса заключается в том, что наши кости и мышцы являются такими, какие они есть, прежде всего для того, чтобы мы могли двигаться определенным образом. Наша анатомия отличается от анатомии птиц, рыб, животных потому, что наши тела предназначены для разного вида перемещений. Какие-то движения наше тело может совершать, а какие-то – нет. Например, мы не можем вывернуть коленку назад, коленный сустав не предназначен для такого рода действий. Изучая анатомию, вы будете знать, на что способно тело, а на что – нет, и, исходя из этих знаний, уже не допустите многих ошибок в своих рисунках.

Выполнять упражнения предлагается различными материалами: карандашом, мелком, акварелью, тушью, маслом. Постоянная смена материалов привносит в обучение новый опыт, держит в тонусе, не позволяя перейти к механическому рисованию, заставляет раз за разом обращать внимание на то, что хочется показать в рисунке с помощью того или иного художественного средства. Смена материалов дает совершенно новый взгляд на один и тот же предмет изображения. Меняя материалы можно заметить новые свойства натуры, обнаружить новую возможность передать то или иное впечатление. Опыт использования разных изобразительных средств дополняет и обогащает друг друга. В процессе возникает множество открытий и творческих идей. Кроме того, пробуя разное, вы постепенно ищете то, что вам ближе всего, что лучше всего позволяет выразить ваше мироощущение.

Естественный путь к рисованию – это не свод правил и техник рисунка, это живое исследование натуры. Для меня эта книга – кладезь идей и мудрости, которой мне может хватить на десятилетия. В моих нынешних творческих поисках я во многом опираюсь на методику Николаидиса. Постигать упражнения из нее можно долго и каждый раз будет открываться новая глубина и дна там не видно.

Те, кто прошли со мной этот курс до конца получили свои, на мой взгляд, великолепные результаты, пришли к своим выводам и открытиям. Я пришла к своим, будучи сама ученицей в этом эксперименте. Участники эксперимента сделали свои первые шаги в рисовании с натуры и не просто в рисовании, а в чувственном рисовании. Они стали создавать что-то свое, вместо срисовывания картинок, фото и видео-уроков. В своей вере в гениальность данного подхода я лишь укрепилась, испытав его как на себе, так и на других людях. Также, я поняла, что этот курс не для всех. Я бы сказала, что тех, кто хочет быстрого результата, он не подойдет. Он для тех, кто готов увлечься процессом, много трудиться просто ради практики, кто понимает, что настоящее Мастерство достигается упорством и настойчивостью. А еще он для тех, кто готов влюбиться в рисование и в Мир вокруг. Маэстро Николаидис гений и мне очень хочется постигать его курс и дальше, развивать его, открывая новое и делиться своими открытиями на столько, на сколько я могу.

Теперь на своем опыте и опыте моих учеников я смело рекомендую эту книгу всем желающим. А работать по ней или нет, вы решите сами.

За год мы сделали несколько тысяч рисунков, набросков, этюдов, и, конечно, нет возможности показать их сразу все. Вот всего лишь несколько из этих тысяч рисунков, выполненных участниками группы во время прохождения курса.

Анастасия Вощанова:

Елена Кулимина:


Ирина Александрова:

Елена Дегтярева:

Марина Комарова:

Тамара Усова:

Вячеслав Щукин:


Метки: , , , , , ,

Смотрите также:

2 Ответов на “ Естественный путь к рисованию Кимона Николаидиса ”

  1. Людмила Петровна. на 6 Август 2016 из 21:42

    всё прекрасно! Мне очень понравилось! Благодарю!о!!!

  2. Сусанна Мкртчян на 6 Август 2016 из 23:11

    Я как участник эксперимента ,выражаю огромную благодарность за этот чудесный курс,я бы с удовольствием прошла бы еще раз,так как считаю ,что работала по минимуму,да и то видимые результаты.Кира вы обещали создать такой курс по цвету)))

Написать ответ