Игры воображения. Музыка в образе

11 Ноябрь 2016
от Kira Neyman

“Научиться рисовать – значит на самом деле, научиться видеть и видеть правильно, а это гораздо больше, чем просто смотреть при помощи глаз. «Видеть» значит наблюдать, используя все пять чувств. Когда вы смотрите, то есть используете глаза, это не означает, что вы закрываете остальные органы чувств, скорее наоборот, потому что в наблюдении и понимании увиденного участвуют все чувства. Например, вы знаете что такое наждачная бумага, поскольку трогали ее. Скунса вы скорее отличите по запаху, чем по внешнему виду, а апельсин узнаете по вкусу. Вы отличите скрипку от рояля, услышав ее звучание по радио.

Поскольку картины создаются для того, чтобы их смотрели, чересчур большой упор делается на видение (и ему придается очень большое значение). На самом же деле мы скорее смотрим «через» глаза. Всегда необходимо проверить то, что вы видите, при помощи других чувств – слуха, вкуса, обоняния и осязания – а также опыта, собранного с их помощью. Если же вы попытаетесь довериться одному только зрению, глаза могут обмануть вас и толкнуть на ложный путь.” (Кимон Николаидис)

Хорошая картина (или рисунок) передает не только внешний вид объекта, она еще звучит, пахнет, осязается и имеет вкус. Когда мы рисуем морской пейзаж, мы рисуем не только картинку моря, но еще и плеск воды, шум разбивающихся волн, шелест пены, шуршание откатывающейся по песку воды, крики чаек, разговоры людей на пляже.

Для развития воображения также нужно учиться представлять себе не только визуальную картинку, но все что мы можем воспринимать: звуки, тактильные ощущения, вкус, запах.

Во время выполнения следующего упражнения мы будем учиться изображать звуки, переносить то, что мы воспринимаем на слух в визуальный образ.

Для того, чтобы научиться передавать в картине звуки окружающего мира, стоит какое-то время потренироваться рисовать просто звук, изолировав его от всего остального, в том числе и от конкретного образа. Научиться сосредотачиваться и слышать. Художнику нужно проложить путь от разных органов чувств к руке, которая держит кисточку. Сегодня уделим внимание ушам.

Упражнение

Нарисуйте какую-нибудь музыку. Предлагаю вам попробовать переложить на образы музыкальные произведения, объединить мир звуков и художественный.

Можно взять какие-то классические мелодии или любую музыку, которая вам нравится. Экспериментируйте с разными мелодиями, стилями, музыкальными направлениями. Включайте музыку, прочувствуйте ее, проникнитесь ей и начинайте рисовать ее так, как она ощущается. Опять же в этом упражнении нет какого-то одного способа решения задачи, сколько людей, столько будет и вариантов. Можно делать абстрактный рисунок или какой-то узнаваемый образ, позвольте себе фантазировать, играть и рисовать свободно. Слушайте мелодию, ритм, темп и подбирайте соответствующий способ выразить все это на бумаге.

Я веду сейчас занятия по рисованию с ребенком и совсем недавно мы делали с ней это упражнение. Рисовали «Сказки Венского леса» Штрауса и «В пещерах горного короля» Эдварда Грига. Я предложила ей попробовать выразить музыку сначала через какие-то линии карандашом, потом подобрать наиболее подходящие для музыки цвета и далее рисовать как она чувствует. Как видно, для Штрауса она взяла светлые и воздушные цвета, а Грига рисовала темными, глухими тонами. Я тоже рисовала музыку вместе с ней. Можете полюбоваться нашими рисунками и сделать упражнение вместе с вашими детьми.

Иоганн Штраус – Сказки Венского леса (Венский вальс). Первый рисунок мой и второй – рисунок ребенка (7 лет):

Образы, которые родились у нас на музыкальную композицию Эдварда Грига – В пещерах горного короля. Сначала мой рисунок, потом рисунок ребенка:

Я рекомендую выполнять это упражнение именно в красках, в цвете, хотя графические рисунки тоже возможны. Можно попробовать рисовать пальцами, вместо кисточек, так вы обогатите рисунок еще большей чувственностью. Можно даже одновременно двумя руками. Без препятствия в виде кисточки включается еще и тактильное восприятие, ощущения в теле, которые рождает музыка, передаются напрямую бумаге.

Пробуйте любые варианты изображения музыки, которые придут вам в голову. Можно рисовать в стиле тех же каляк-маляк, как в упражнении предыдущей статьи, можно рисовать и что-то узнаваемое, пейзаж, например, можно использовать разные художественные материалы, рисовать карандашами, акварелью, углем и т.д. Свободно реализуйте любые идеи.

Плодами вашего творчества делитесь в альбоме «Игры воображения» нашей группы В Контакте: https://vk.com/album-31314348_237367585

Добавляйте в комментариях к своей работе музыку, под которую рисовали.

Метки: , , , , , , , , , , , ,

Смотрите также:

Написать ответ