Урок масляной живописи. Подсолнухи мастихином

19 Июль 2011
от Kira Neyman

Преимущество масляной краски по сравнению со всеми другими в том, что её можно наносить очень густым слоем, создавая таким образом рельеф и объем, фактически не только рисовать, но и лепить форму. Для такого приема чаще всего используется мастихин – специальный стальной мастерок для живописи. Можно создавать рельеф и с помощью кисточек, буквально выкладывая краску на холст или же выдавливать ее на работу прямо из тюбиков, как часто делал, например, Винсент Ван Гог.

Приемы работы лучше изучать непосредственно пробуя их на практике. Предлагаю написать достаточно простую картину с подсолнухами, нанося их лепестки с помощью мастихина. С этой работой справятся даже начинающие художники. Возьмем за основу такую фотографию:

фото натуры

Для работы нам понадобятся:

  • Основа. Можно использовать холст или толстый картон удобного для вас размера. Сейчас в магазинах для художников продают уже подготовленные к работе холсты, натянутые на картон или подрамник. Я работала на обычном картоне толщиной 3 мм и размером 25х35 см. Если вы также как я собираетесь писать на картоне, то предварительно его лучше всего подготовить, проклеив желатином, чтобы в него не впитывалось масло из красочных слоев.
  • Масляные краски различных цветов. Я использовала: белила цинковые, виридоновую зеленую, травяную зеленую, умбру жженую, кадмий желтый средний,  кадмий лимонный, кадмий красный светлый, краплак красный, марс коричневый, кобальт синий средний, ультрамарин светлый. Некоторые краски можно заменить близкими по цветовой гамме, получить похожие цвета смешиванием других красок, без некоторых можно обойтись.
  • Кисти. Выбирайте более подходящие для вас. В этой работы мне понадобились: круглые кисти коза №9 и колонок №3.
  • Мастихин. Лучше использовать узкий и длинный мастихин среднего размера с закругленным краем (см. фото), у меня это №11, в качестве вспомогательного я также пользовалась небольшим мастихином ромбовидной формы.
  • Плоская палитра. В качестве палитры у меня выступает доска для лепки.
  • Тряпочка для протирания кистей и рук.
  • Масло (льняное или обычное растительное) и/или разбавитель для масляных красок. Без них можно обойтись вовсе, краска в тюбиках уже готовой для данной работы консистенции, поскольку писать мы будем толстыми слоями, но мне иногда удобно промывать в смеси масла и разбавителя кисти перед тем как начать работать другим цветом.

материалы для работы

Начинаем работу с нанесения фона. Для этого выдавите нужное количество краски на палитру и наносите ее большой круглой кистью круговыми и спиральными движениями, закрывая таким образом всю поверхность холста или картона. Слой краски для фона должен быть не очень толстым, но достаточным, чтобы сквозь него не просвечивала рабочая поверхность. На фотографии с натурой фон темный, практически черный, но лучше использовать другую темную краску, например виридоновую зеленую, как у меня, добавляя кое где умбры жженой и немного ультрамарина. Ничего страшного, если мазки будут видны, это даже хорошо, поскольку создает дополнительную фактуру, именно то, что и является преимуществом масляной живописи.

Когда фон будет готов приступаем к нанесению основных объектов нашей картины. Если вам трудно рисовать без наброска, и сразу расположить все объекты на нужных местах, можно мысленно разделить фотографию с подсолнухами и поверхность холста на несколько равных частей, например пополам по вертикали и горизонтали, и расположить по квадратам (или прямоугольникам) стебли подсолнухов, будущие листья и очертания цветков в нужных местах, используя обратную деревянную сторону кисти, продавливая их прямо по фону.

Стебли, листья и дальний цветок будем рисовать кисточками. И именно с дальних планов мы начинаем работу. Сначала наносим основные очертания стеблей смесью белил и травяной зелени, на некоторых участках можно также подмешивать кадмий лимонный или кадмий желтый, там где вы увидите желтые оттенки на натуре. Поскольку фон у нас темно-зеленый, то зеленые стебли и листья нужно на нем выделить и выдвинуть на первый план, делая их более светлыми. Работать лучше кистью помягче (я использую колонок), так краски будут меньше перемешиваться с фоновыми, если пользоваться щетиной, то краску нужно будет наносить более толстым слоем, иначе верхние слои сильно смешиваются с нижними за счет жесткости кисти.

На следующем этапе наносим очертания листьев и чашечек цветков выделяя в общих чертах участки света и тени. Используемые краски: травяная зелень, белила, кадмий лимонный, по вашему желанию или видению можно добавлять охры, кадмия желтого, коричневые оттенки или любые, которые вы видите. На затемненные участки листьев можно добавить синего кобальта. Мазки наносятся свободно и крупно, не старайтесь выписывать все детали и тонкости.

Далее наносим лепестки дальнего цветка, используя кадмий желтый, кадмий красный и белила, можно добавлять охры или коричневых оттенков, если они кажутся вам уместными. Учитесь видеть тоновые (цветовые) пятна, рассмотрите внимательно натуру, найдите на ней светлые, почти белые, участки, темные (красные и коричневые), а также места где больше желтого цвета, рассмотрите форму лепестков, и в соответствии с тем что вы видите наносите цвета на картину. На этом же этапе можно уточнить стебли, листья и чашечку цветка, более четко обозначив на ней свет и тень.

Далее мы уже будем наносить два ближних цветка с помощью мастихина.

Как работать мастихином

Для нанесения лепестков цветов возьмите два или три различных цвета (например, кадмий желтый и кадмий красный, или кадмий желтый и белила, кадмий красный и краплак и т.д.) и слегка их перемешайте (не полностью), до получения неоднородного мраморного эффекта (кликните по фото, чтобы увеличить). Полученную краску набираем на кончик мастихина, на его нижнюю часть, поставив мастихин торцом и как бы соскребая им краску с палитры, если краски набралось слишком много и она свисает с краев мастихина, ее излишки можно удалить о палитру. У вас получится примерно так, набираем краску на мастихинкак на фото.

Наносим лепестки начиная с края и двигаясь к центральной части цветка. Для большей точности нанесения удобно предварительно обозначить очертания сердцевины с помощью обратного конца кисти. Придерживая мастихин большим пальцев ставим его в то место, где находится край лепестка и плавным движением по направлению лепестка наносим краску растирая ее к центру, вначале только прикасаясь к холсту и постепенно как бы вдавливая мастихин.

Описанным выше способом наносим сначала лепестки цветка, расположенного слева. Для нижних лепестков перемешивая кадмий желтый и кадмий красный, для верхних желтый кадмий с белилами.

Чтобы сделать серединку цветка просто выкладываем краску и разносим ее мастихином по кругу. Сначала самую сердцевинку с использованием зеленых и коричневых цветов, затем область ближе к краю, применяя краплак красный, марс коричневый и кадмий желтый. Краски также полностью не перемешиваем, чтобы был мраморный эффект. Можно создать с помощью мастихина дополнительные неровности.

Аналогичным образом лепим с помощью мастихина правый цветок. Обратите внимание, что он развернут и имеет овальную форму. Лепестки справа темнее, поэтому для них лучше применять смесь кадмия желтого и краплака красного, слева – кадмий желтый и белила. Для середины используем марс коричневый, с небольшим добавлением других цветов.

На завершающей этапе мы уточняем листья, если вы этого еще не сделали ранее, добавляем некоторым из них зубчатые очертания краев, наносим более детально свето-теневые участки, если нужно где-то можно показать прожилки, уточнить тени на стеблях. Добавить желтых оттенков, охры, темно-синих и т.д. На этом же этапе можно с помощью кисточки уточнить лепестки, вылепленные мастихином, разгладить их или же наоборот, добавить бороздки, убрать излишки краски, если требуется, создать дополнительный рельеф. И на этом работа готова, можно поставить на нее свою подпись и оставить сохнуть.

Масло сохнет достаточно долго, особенно когда нанесено толстым слоем. Однако, со слоями, нанесенными мастихином, лучше работать сразу, поскольку уже через день краска начнет подсыхать и на ней образуется тонкая пленочка, которая может сворачиваться в камки, если пытаться после этого что-то подправлять.

Желаю вам приятного творчества.

Метки: , , , , , ,

Смотрите также:

14 Ответов на “ Урок масляной живописи. Подсолнухи мастихином ”

  1. [...] одной из предыдущих статей я показывала как рисовать подсолнухи маслом и мастихином, а этот натюрморт сразу увиделся мне в [...]

  2. Наталья Павл. на 5 Ноябрь 2011 из 13:32

    Спасибо Большое за мастер-класс, очень подробное объяснение с показом и действительно нарастает ощущение, если другие могут , значит и у меня получится.Спасибище огромное за советы, как рисовать каждый день по три минуты, чтобы вырастить тропинку между глазом и рукой( как Мекилянджело себя тренировал).Спасибо, что позвали в группу, попробую….

    • Kira Neyman на 6 Ноябрь 2011 из 11:23

      Наталья, спасибо Вам за отзыв. Приятно читать такие слова и очень заряжает энергией осознание, что то что ты делаешь оказывается для кого-то полезным.

  3. Allenyshka на 18 Ноябрь 2011 из 10:05

    Спасибо, очень интересно. Надеюсь будет продолжение )))А еще очень хотелось бы увидеть хоть небольшое видео.

    • Kira Neyman на 18 Ноябрь 2011 из 13:47

      Видео обязательно появится и уже совсем скоро. Следите за обновлениями :)

  4. илья на 11 Май 2012 из 14:04

    Очень понятный урок мне очены понравилось спасибо вам большое ваши уроки самые лучшие!

  5. Ольга на 19 Ноябрь 2012 из 20:27

    Кирочка!Спасибо Вам огромное!Очень нравятся Ваши уроки.Многое для себя уяснила.Главное очень доступно и понятно.У Вас талант преподавателя и очень приятный красивый голос.Хочется смотреть и рисовать.Удачи Вам! и еще раз спасибо.

    • Kira Neyman на 19 Ноябрь 2012 из 21:10

      Ольга, благодарю. Очень рада, что Вам нравится, значит не зря я этим занимаюсь. Заглядывайте на сайт, я стараюсь периодически что-то новенькое выкладывать.

  6. Наташа на 19 Январь 2013 из 14:19

    Кира, я недавно стала посещать уроки живописи. Но чаще всего я не решаюсь спросить у преподавателя (там уже все такие профи, что мне стыдно), поэтому стала смотреть в интернете. Ваш урок самый понятный. Сразу хочется схватить краски и начать уже поскорей. Спасибо. Вы умница. А можно я буду Вам иногда “глупые” вопросы задавать?

    • Kira Neyman на 19 Январь 2013 из 14:57

      Наташа, конечно, можно! И не стесняйтесь задавать вопросы своему преподавателю тоже, на то он и нужен, вы поди ему еще и деньги платите за это :) Задавая вопрос вы показываете своё стремление что-то узнать, а не невежество, так что не бойтесь. И я, конечно, рада, если мои уроки Вам понятны и полезны :)

  7. Любовь на 4 Август 2013 из 15:23

    Добрый день! ПОлучила огромное удовлетворение от Вашего урока. И этюд получился, удивилась даже. Пишу всего месяц.

  8. Анна на 23 Сентябрь 2013 из 9:46

    У меня тетя очень хочет подсолнухи. Ваши это что-то….как живые! Сколько будет стоить такая картина, но немного другого размера? Напишите пожалуйста. Заранее спасибо!

  9. Лаура на 17 Декабрь 2013 из 19:49

    здравствуйте,какая же красота…супер урок,сразу стало все намного яснее скажите пожалуйста,а что значить проклеить желатином? я не пишу,но вдруг на меня напало дикое желание порисовать,всегда мечтала )) http://4deco.ru/product/2447/ хотела нарисовать что то такое,роде мало цветов,не должно быть очень сложно? можно пару вопросов? какие мастихины нужны для квадратиков? какие для лепестков? фон накладывается сразу,а потом по цвету проходимся мастихином и делаются штрихи? или каждый квадратик надо накладывать отдельно?спасибо за ранее)

  10. find-way-net на 26 Июль 2016 из 0:07

    Данный мастер класс по живописи мастихином рассчитан на начинающих, людей без каких либо художественных навыков. Подходит для тех, кто последний раз рисовал еще в школе! Вы научитесь, как с помощью мастихина реализовать свои творческие порывы в живописи.

Написать ответ