Что тебя поразило сегодня?

12 Ноябрь 2018
от Kira Neyman

Пожалуй, этот вопрос – отправная точка для любого вида творчества. Что поразило тебя? Что вызвало в тебе яркий эмоциональный отклик? Такой, что тебе теперь хочется поведать об этом всем.

Детям это дается очень легко, умение удивляться любой мелочи – их естественное состояние:
- Мама, смотри – птичка! Мама, смотри – рыбка! Мама, смотри – цветочек!

А мама смотрит и думает: “Что я птичек с цветочками никогда не видела что ли?! ” Взрослых людей трудно чем-то удивить. Гораздо чаще им хочется чем-нибудь поразить друг друга и иногда довольно странными средствами.

С детьми заниматься рисованием просто. Их нужно лишь слегка направить, подсказав способы с помощью изобразительных средств выразить на бумаге то, что их поразило. А вот взрослым бывает нужно еще вернуть этот детский навык, умение смотреть с интересом на всё, что их окружает. И здесь можно пойти обратным путем: с помощью рисования учиться видеть и познавать мир заново. “Будьте как дети” – фраза произнесена две тысячи лет назад. Учитесь поражаться и удивляться всему, с чем встречаетесь. Это то, чему мне хочется научить гораздо больше, чем правилам и законам изобразительного искусства. Потому что это то, с чего творчество и искусство начинается.

Здорово находить созвучные идеи у других преподавателей, которые также доносят до учеников, что рисунок – это не только фиксация факта, но еще и эмоция, чувство, впечатление и размышление о жизни. Рисунок – это найденные нами смыслы, которыми мы хотим поделиться с другими.

Представляю вам “поразилки” от одного такого педагога.

поразилки

«ПОРАЗИЛКА» – композиция

(Методическая разработка преподавателя живописи А.В. Величко. Абрамцевский художественно-промышленный колледж им В.М. Васнецова)

Взято здесь: http://advice.megagraphix.org/Lessons_artist/Samples/Lesson9/p_les9_1.html

“Композиция – это ключевой предмет в преподавании, в обучении живописи, в скульптуре, архитектуре и т. д. Нам очень бы хотелось, чтобы наши ученики занимались композицией 24 часа в сутки. Чтобы вся их жизнь превратилась в сплошную композицию. Чтобы наши ученики смотрели на свою жизнь, на то, что с ними происходит, на то, что им снится, на то… на всё через композицию.

Учащийся получает задание – рисовать от 20 до 30 «поразилок» в день.

«Поразилка» – это то событие, тот факт, о чем учащийся желает рассказать при помощи линии и тона. «Поразилка» посвящена сегодняшним событиям. Вначале учащийся рисует просто факты из жизни, это напоминает ведение дневника, это напоминает хроникальную фотографию… Вот так я умываюсь, вот так я иду на занятия, вот так я играю в футбол… «Поразилка» выполняет функцию опорного знака памяти, если событие не зарисовано, то можно сказать, его просто не было. И наоборот, совершенно незначительное событие становится запоминающимся, если было зарисовано удачно. Постепенно у учащихся крепнет рука, оттачивается мысль, и работы становятся более эмоциональны, более художественны.

Следующий этап – это «поразилка» событийная. Учащийся пытается рисовать то, что бывает редко, неожиданные сочетания. Постепенно у учащегося развивается навык всегда быть начеку, всегда всё видеть, всё замечать, искать смысл во всем видимом. Студент через определенное время (иногда через полгода, иногда через год и т.д.) начинает рисовать не фиксацию факта, а раскрытие его смысла, то есть зарисовку аналитическую, иногда даже поэтическое, или философское размышление о жизни.

«Кисть, рука и палитра нужны, чтобы рисовать, но картина создается вовсе не ими.» (Ж. Шарден)

Учащиеся со временем начинают тщательнее выбирать свои сюжеты. В их работах нас интересует уже не событие (информация не обязательно является сколько-нибудь значительной или необычной), а проявление личности ученика, его видение и его мышление.

Работа над «поразилками» требует развития способности отвлеченного мышления, умения оперировать обобщенными, упрощенными, доведенными до геометрического состояния формами и силуэтными фигурами. Она требует умения добиваться удачных и острых сочетаний, умения оценить их эстетическое значение и их содержательность.

В работе над «поразилкой»-композицией совершенно необходимо вначале упрощать, обобщать. Больше того, именно этими очищенными от излишних деталей и подробностей формами и надо обобщенно выразить сюжет. Для зрителя все формы и части картины являются живыми конкретностями – людьми, домами, деревьями, но для художника в начале работы – это компоненты, это силуэты, это цветовые пятна, которые при определенном сочетании должны обрести свой смысл”.
————————–

Примеры “поразилок” взяты у автора методической разработки.

Такие композиционные зарисовки может делать любой человек, тут даже не обязательно обладать особыми художественными навыками. Зато эти навыки, как и интерес к жизни, точно будут развиваться в ходе выполнения подобных “поразилок”. В такой манере можно разрабатывать целые творческие проекты, вести свой дневник, писать письма друзьям, сочинять истории с детьми, мечтать, фантазировать и т.д. Главное – делать это регулярно и с удовольствием.

поразилки

Метки: , , , , , , ,

Смотрите также:

Написать ответ