Натюрморт с подсолнухами гуашью

29 Август 2011
от Kira Neyman

Иногда встречаются такие фотографии, картинки или сценки из жизни, которые вдохновляют на столько, что сразу же хочется взяться за кисти и карандаши и перенести эту нереальную красоту на бумагу. Если вам тоже удается поймать такие моменты, не откладывайте реализацию желания в долгий ящик. Вдохновить может абсолютная мелочь, но это состояние капризное и неустойчивое, особенно если постоянно не подпитывать его действием.

Вот совсем недавно мне попалась замечательная фотография с подсолнухами. В одной из предыдущих статей я показывала как рисовать подсолнухи маслом и мастихином, а этот натюрморт сразу увиделся мне в гуаши.

фото натюрморта с подсолнухами

Фотография позаимствована с сайта: http://www.photosight.ru/photos/4302190/. Автор: Овсянников Михаил.

Натюрморт выполняется на ватманской бумаге формата А3, щетинными кистями (№10 плоская и №3 круглая), для уточнения деталей можно также использовать тонкую мягкую кисть (синтетика, колонок, белка и т.д.).

Начинаем с нанесения предварительного наброска карандашом. Тут важно просто обозначить местоположение основных объектов натюрморта и определиться с их размещением на листе. Мысленно можно разделить композицию на сетку из 4 равных частей (или больше), так будет проще разместить всё на своих местах. Так, например, видно, что кувшин расположен не строго по центру, а слегка смещен вправо, дальний край стола находится где-то на 1/6 от нижней кромки листа. Симметричные объекты рисуются относительно средней осевой линии, поэтому для того чтобы обозначить кувшин определяется положение его осевой линии.

предварительный эскиз натюрморта

Ну а после того, как мы определились с композицией работы и наметили все основные объекты натюрморта на листе, можно переходить к работе в цвете. Начинаем мы как правило с нанесения основного фона. Проанализировав фотографию видим, что правая часть фона более освещенная, левая – затемненная, будем прокладывать его соответствующим образом. Также смотрим на фото и определяем, какие цвета нам понадобятся. При этом не обязательно использовать все цвета один в один, главное передать основные тона. Будем использовать коричневый, охру и белила в качестве основных; зеленую, фиолетовую и красную железоокисную (кирпичный цвет) можно применять как дополнительные цвета. Краску наносим пятнами, крупными мазками, применяя широкую плоскую щетинную кисть, стараясь растирать и перемешивать ее с другими цветами, добиваясь по возможности плавных переходов, вливаний одного цвета в другой.

рисуем фон гуашью

Почему я закрыла весь фон, не оставив просвета под цветы? Во-первых, так краски ложатся плотнее и работа приобретает больше живописности. Во-вторых, так композиция работы обретает целостность. Мы стараемся не рисовать что-либо кусками, по частям, чтобы не создавалось впечатления конструктора лего, где детальки приставлены друг к другу и, может, не всегда удачно и точно. Нам важно создать от работы ощущение цельности и завершенности. Ну и в-третьих, между лепестками цветов могут быть просветы, где проглядывает фон, если мы не закроем весь фон сразу, то потом будет сложно аккуратно и гармонично эти просветы закрыть. Так что гораздо удобнее и приятнее закрыть весь фон, а потом поверх него нарисовать цветы, точно так как есть в жизни.

На следующем этапе прорабатываем цветом стол, драпировку и кувшин. Подбирайте удобные для вас по размеру и форме кисти, попробуйте поработать разными, экспериментируйте, чтобы подобрать оптимальные для вас варианты. Я применяю в основном щетину плоскую и круглую №3, но могу где-то брать и более крупную кисть плоскую №8.

Какие использовать цвета? Верхняя крышка стола хорошо освещена. Основные краски для нее белила с коричневым. В качестве дополнительных можно добавлять охру, синий, железоокисную красную, фиолетовый. Боковая поверхность стола расположена в тени, здесь используются все те же цвета, но практически без белил, стык крышки можно подчеркнуть черной краской, обозначив таким образом глубокую тень в этом месте.

Драпировка кажется оранжевой, это ее основной цвет. Но если присмотреться повнимательнее, там присутствуют разные цвета и оттенки. На складках, расположенных в тени, можно увидеть темно красный, фиолетовый и коричневый цвета. На участках, где отражаются ближайшие предметы есть зеленые и желтые пятна. Ищите такие тоновые пятна и наносите их на бумагу, за счет этого создается объем и живость рисунка.

Логика подсказывает, что небо – голубое, трава – зеленая, а глиняный кувшин – коричневый. Верьте своим глазам, а не формальной логике. Во всем что вас окружает присутствует множество различных цветов и оттенков, иногда самых неожиданных. Поэтому не боимся добавлять необычные цвета, например на глиняном кувшине есть фиолетовые и зеленые оттенки. Избавляемся от стереотипа, что предметы имеют один цвет. Они все отражаются друг от друга, отдают и поглощают свет. Для кувшина используем охру, коричневый, железоокисную красную и любые другие цвета, которые вы видите. При этом замечаем, что на левый бок кувшина падает свет и необходимо обозначить этот участок света более светлыми цветами, можно с добавлением белил. Также не забудьте, что блики света есть и на ручке кувшина, а на столе от кувшина есть небольшая тень.

проработка кувшина, стола и драпировки гуашью

Поскольку фоновым цветом мы закрыли наш карандашный набросок, нужно вновь обозначить расположение цветков. Для этого коричневой краской круглой щетинной кисточкой свобоными движениями обозначаем расположение серединок цветков. Не обязательно прорисовывать каждый, имеющийся на фотографии, достаточно выбрать несколько наиболее ярких и понравившихся. Не забываем, что цветки расположены под разными углами к зрителю и на разном расстоянии. Их серединки чаще всего овальные, а не круглые, как может хотеться их изобразить, и они разные по размерам. Круглыми они будут только у тех цветков, которые смотрят прямо на нас. Зеленым цветом покажем несколько основных ножек наших подсолнухов.

обозначаем серединки цветков и стебли

А теперь “наляпаем” немного пятен зелени, показывая листья, стебли и чашелистики. Большая часть зелени закроется цветками, но обозначение ее присутствия в охапке подсолнухов значительно оживит букет. Как всегда не пытаемся ничего детально прорисовывать, просто делаем пятна зеленой краской, добавляя в нее кое-где желтой, синей или белил, чтобы обозначить светотень, придать живости зелени за счет неоднородных цветов.

обозначаем пятна зелени

А теперь самое “вкусное” – начинаем рисовать цветы. Вначале желтой краской обозначаем расположение лепестков, стараемся нарисовать каждый лепесток одним смелым мазком, от центра к краю, с помощью круглой щетинной кисти. Смелые движения кистью добавляют нашему рисунку энергии. Не нужно прорисовывать каждую детальку, позже можно будет что-то доработать. Главное – передать ощущения. И не забываем, что не все лепестки смотрят на нас, какие-то из них мы видим сбоку и они за счет этого кажутся гораздо более узкими. Еще раз повторюсь: цветы не круглые, они овальные, поскольку расположены под разными углами к зрителю. Верим своим глазам, а не стереотипному восприятию. При этом совершенно смело можно перекрывать лепестками ранее нарисованную зелень и кувшин.

обозначаем основные лепестки

Рассмотрите на фотографии с натюрмортом лепестки подсолнухов, определите с какой стороны падает свет, какие лепестки расположены в тени. На следующем этапе нам предстоит показать тени на лепестках подсолнухов и нарисовать их серединки. Серединки цветов выпуклые и на них тоже видны свет и тень, чтобы показать их можно использовать коричневый цвет, добавляя к нему черного с затемненной стороны, а на освещенных участках подмешивая к коричневому желтый или охру. Лепестки, на которые падает тень рисуем коричневым, красным и охрой. На самые освещенный участки можно добавлять белил. Чтобы уравновесить и освежить букет, можно еще вытащить из него несколько зеленых листочков.

добавляем теней на лепестки

Добавляем деталей в нижней части композиции. Кладем на стол яблоки и еще один подсолнух. Этот этап можно проделать и раньше, до детализации цветков. Как вам удобнее. Смотрите за размерами и масштабами яблок, относительно других предметов. Они достаточно небольшие на фотографии. Кроме того, смотрите где именно они расположены на столе. Используем для яблок травяную зеленую краску, добавляя в нее желтую и белил, сразу обозначая участки света и тени.  На участки тени можно добавить синей краски. Подсолнух рисуем по тому же принципу, что и цветы в кувшине.

добавляем яблоки и подсолнух на столе

Дорисовываем яблоки и подсолнух на столе, более четко показываем свет и тень, обозначаем на яблоках блики, а на лепестках подсолнуха тени, дорабатываем драпировку, добавляя на нее ярких пятен. “Кидаем” тень от предметов на поверхность стола, используя фиолетовую и коричневую краску. И на последнем этапе детализируем наш рисунок, подправляем, если что-то не так. Я добавила бликов на подсолнухи, на кувшине посильнее обозначила тень, показала тень на стене за драпировкой, немного усилила тени на лепестках в правой стороне, чтобы они более контрастно смотрелись и были отделены от фона.

готовая работа

Как всегда проверяйте работу издалека, объем и настроение работы проявляется, если отойти от рисунка на пару метров.

Приятного творчества и ловите вдохновение почаще.

Метки: , , , , ,

Смотрите также:

9 Ответов на “ Натюрморт с подсолнухами гуашью ”

  1. Gulya на 14 Декабрь 2011 из 7:15

    Спасибо, Кира, мне у Вас очень нравится учиться!

  2. Gulya на 18 Декабрь 2011 из 9:18

    Кира, а можно показать Вам свою работу?

    • Kira Neyman на 18 Декабрь 2011 из 10:10

      Пока возможность выкладывать работы есть в наших группах в контакте:
      http://vkontakte.ru/club31314348
      и на одноклассниках:
      http://odnoklassniki.ru/group/53731647619085

      Там есть специальные альбомы для ваших работ. Вступайте в группы, выкладывайте, с удовольствием посмотрю и я, и другие участники, и я обязательно прокомментирую работу. В скором времени постараемся сделать возможность добавлять ваши работы прямо здесь, на сайте.

  3. Майя на 11 Июль 2012 из 19:42

    Здравствуйте, мне очень нравится! (из Грузий)спасибо!

    • Kira Neyman на 11 Июль 2012 из 20:02

      Спасибо Вам! Рада, если урок будет Вам полезен. И очень приятно, что на сайт заходят люди из разных стран :)

  4. Наташа на 4 Август 2013 из 0:39

    [img]http://izotika.ru/wp-content/uploads/comment_images/post-267/2013/8/c5f8092c2dac6829364481688dfb7589.jpg[/img][float=left]

  5. байтимир на 21 Октябрь 2015 из 22:01

    Можно получше нарисовать

    • Kira Neyman на 22 Октябрь 2015 из 17:39

      Конечно, можно. Всегда есть куда расти.

Написать ответ